К такому выводу пришли учёные из Центра роста и развития человека в Университете Мичигана. Новое исследование показало, что к пяти годам у детей уже формируются чётко выраженные эмоциональные реакции на трату и экономию денег.
Эти реакции влияют на реальное отношение детей к финансам. Причем согласно полученным данным, модель поведения ребёнка не перенимается от родителей.
Автор исследования Крэйг Смит, научный сотрудник Университета Мичигана, говорит, что эмоциональные реакции взрослых на траты и экономию анализируются уже на протяжении нескольких лет. По его словам, скряги испытывают определённые эмоциональные переживания, связанные с расходами, когда у транжир не работает система внутреннего стопа, в результате чего они сорят деньгами и попадают в долги.
На этот раз Смит и его коллеги решили таким же образом проанализировать поведение детей в отношении финансов. Они спросили 225 детей об их эмоциональной реакции на расходы и сбережения, расположили их ответы по шкале и затем решили проверить, действительно ли эти реакции проявляются в поведении детей в реальной жизни. Для этой цели в конце исследования детям дали по одному доллару, предлагая сберечь его или купить игрушку.
Экономные малыши в большинстве решили оставить деньги, а маленькие транжиры предпочли купить игрушку. Родители независимо от них представили свои данные о поведении ребёнка относительно расходов и сбережений, результаты которых доказали точность исследования.
— Мы наглядно показали, что в возрасте от 5 до 10 лет эмоциональные реакции на расходы и сбережения действительно могут быть показателем того, как ребёнок поведет себя в реальной жизни относительно денег. Эти результаты актуальны даже в случае, если ребёнку очень понравится то, что продают в магазине, — утверждает Смит.
Другими словами, если малыш предпочитает тратить деньги, то скорее всего, он купит даже то, от чего он не в восторге.
Результаты детского исследования во многом оказались схожими с данными, полученными при анализе поведения взрослых: эмоциональные реакции так же совпали с поведением в реальной жизни. Среди опрошенных детей, как и среди взрослых, экономных оказалось в 4 раза больше, чем расточителей.
Смит признаётся, что удивлён, что уже в таком возрасте дети могут точно рассказать о своих эмоциональных реакциях:
— Мы не ожидали, что обнаружим такое поведение среди пятилетних детей. Сейчас возникает ряд вопросов: как развивать ребёнка в этом направлении, связаны ли эти реакции с темпераментом малыша, заложены в нём от природы или приобретены в результаты ориентирования на чью-то модель поведения?
Тут же возникает логичный вопрос: зачем вообще изучать поведение детей в отношении финансов, если у них в таком возрасте нет покупательской способности? По словами Смита и его коллег, склонность ребёнка тратить деньги уже в пятилетнем возрасте может привести к его плохому финансовому положению в дальнейшем, поэтому важно объяснять малышу, как правильнее расходовать средства, чтобы с детства задать верное направление.
В последнее время уроки финансовой грамотности, где малыши узнают о текущих и сберегательных счетах, получают представление о ценах на товары и услуги, набирают популярность.
Родители малышей, принявших участие в исследовании, также были опрошены по методу анализа поведения для взрослых. Смит и его команда не выявили никакой связи между тем, как ведут себя родители и их дети в вопросах накоплений и трат. Но они планируют более тщательно изучить данный вопрос.