В воскресный летний день несколько лет тому назад мы отправились в Аткарск в компании 5 человек с целью активно отдохнуть, посмотреть на интересные места. Но начну я свой репортаж об Аткарске необычно: не с города, а с самой поездки. Но если вы читали мои прежние рассказы о путешествиях, то вы уже знаете, что обязательным пунктом повествования являются поезда, туалеты и прочие впечатления :) Этот раз не станет исключением.
Начнём с того, что к моему глубочайшему удивлению электричка-экспресс "Саратов-Балашов", на которой мы ехали не Приволжской железной дороги, а Межрегиональной перевозочной компании - МРПК, поэтому билеты на вокзале купить на неё нельзя. Цены те же (120 рублей), но вот скорость и уровень комфорта разительно отличаются от ПривЖД!!! Жаль что теперь компанию эту закрыли и монополистом снова оказался СППК (ПривЖД).
Ну во-первых скорость - до Аткарска на МРПК ехать было всего 1 час 15 минут (делает 2 промежуточные остановки). На электричках ПривЖД это же расстояние проезжается от 1часа 25 минут, до 2 часов 27 минут в зависимости от количества остановок. Стоит отметить, что обычные поезда типа Саратов-Москва, которые не делают ни одной промежуточной остановки в Аткарск приезжают через 1,5 часа! Но сидячий билет в них обойдётся в 2 с лишним раза дороже, плацкарт - от 500 рублей, купе - 1000 рублей, а мягкий вагон, чтобы доехать с комфортом немногим дороже 7000 рублей :-)
Итак, хватит точить лясы :), отъезжаем!
В электричке 2 типа вагонов. Вот такие, 2 места - проход - 3 места. В салоне виднеется кассир-проводник. Так как электричка не относится к ПривЖД, билеты продают внутри вагона.
Кресла мягкие, удобные, с опускающимися спинками, откидывающимися подлокотниками и открывающимися столиками. Внизу имеется подножка.
Другой тип вагонов, видимо первого класса. 2 места - проход - 2 места. Места со столиками, обращённые друг к другу. Наш коллега по путешествию - Влад. Наконец-то наши электрички начали приближаться по уровню комфорта к европейским, на которых мы объездили полевропы :-) Единственные обязательные удобства, которые у нас не предусмотрены - индивидуальные розетки и мусорки. Ну и туалет в каждом вагоне.
Проезжаем мимо Ленинского троллейбусного депо.
И вот настало время для туалета!
А тут всё приблизительно на уровне обычных электричек.
Час и пятнадцать минут пролетели незаметно, а точнее со скоростью 90-120 километров в час. И вот мы в Аткарске на железнодорожном вокзале! За последние 100 лет тут изменилось немногое.
Рядом - обязательный атрибут почти каждой крупной железнодорожной станции - водонапорная башня.
На месте, где сейчас расположен город были леса. В 1358 году тут был основан улус татарского хана Еткары. По его имени назвали речку. В 1702 году на речке Еткаре была основана слобода. По имени речки назвали и слободу. После подавления восстания под предводительством Е. Пугачёва в 1780 году Еткара была преобразована в уездный город Саратовской губернии Аткарск. На начало XIX века в городе проживало около 1200 человек. Кстати река теперь называется Аткара. Железная дорога пришла сюда в 1871 году. Аткарск стал узловой станцией линии Саратов-Тамбов, и именно этот и последующие годы, когда была выстроена линия на Вольск, можно считать началом его бурного роста. Ведь ни для кого не секрет, что железная дорога сейчас, а тем более тогда, служит основной транспортной артерией и даёт много рабочих мест. Так, в 1907 году в нём проживало уже 13 тысяч человек. В начале 1980-х население приблизилось к 30.000 жителей, но с тех пор начался и по сей день продолжается спад населения. По результатам переписи 2010 года в городе проживает 25620 человек.
Сам вокзал красив! К счастью, в отличие от саратовского, этот вокзал не подвергся перестройке в советское время.
3D-анаглиф (кликабельно): (Как смотреть 3D-анаглиф?)
Ажурные водосточные трубы.
Внутри.
Лучшие люди вокзала!
Гламурный Аткарск!
Привокзальная площадь. Сквер.
Тут гостей встречает Ленин.
Рядом с вокзалом мы видим подсобные постройки и часовня.
На площади известная своими низкими ценами столовая-кулинария, в которую мы даже не стали заходить. Часов через 5 нам её будет ой как не хватать!
Прямо от привокзальной площади начинается Вокзальный проезд. Застроен он вот такими домами. Судя по всему 50-х годов.
Лоджии с квадратными колоннами.
Красиво оформленные окна на первом этаже.
Проезд упирается в стадион "Локомотив".
Видео:
Напротив него - школа №1. Судя по виду очень старая.
Мы с вами на улице Ленина. Снова Ленин, спросите вы? Ничего.. Впереди нам потом ещё встретится Ленин, и даже Сталин.
Если идти по улице в сторону школы №1, то мы вышли бы на улицу Саратовскую. Но мы пойдём в противоположную сторону - к центру города. И вскоре нам встретится памятник участникам локальных воин.
Давайте прогуляемся по этому скверу.
Весна, природа...
По этому странно благоустроенному скверу мы доходим до его логичного завершения.
А завершение это - бюст аткарской пионерке-героине Вале Макеевой. Собственно сквер расположен на улице её имени.
[Статья о Вале Макеевой и её подвиге (народная и официальная версия) от Юлии Ермиловой из Саратовских вестей №181 от 07.12.2011]
Как и в Саратове тут возводятся новые храмы.
Улицы города выглядят так. Очень много домов обильно украшены резьбой по дереву. Окна первого этажа, выходящие на улицу редко закрыты ставнями или решётками.
Кое-где встречается и каменная архитектура рубежа 19-20 веков.
Есть и районы с 3-5 этажными жилыми домами-коробками постройки последних 50 лет. Здесь ходят маршрутки.
И автобусы-ПАЗики.
По улице Чапаева мы добираемся до бюста Горькому.
Он смотрит в сторону парка-музея, в который мы с вами отправимся в следующей части...
Спасибо всем, кто составил компанию в поездке-походе, отдельное спасибо сайту atkarsk24.ru, откуда я взял историческую информацию.