Многие категории граждан не шли на войну, однако со временем призыву подвергались даже осужденные, идя против воровских устоев, за что многие потом платили свою цену. В Москве огромное количество мужчин имели «бронь», отсрочка от призыва на фронт. В городе были партии, комитеты, важные предприятия – и руководители освобождались от необходимости покидать тыл.
Москва лидировала по количеству таких отсрочек. Не призывались и люди творческих или ученых профессий, которых в Москве было очень много. Туда входили артисты, актеры, поэты, художники, композиторы, писатели – и многие из них остались в тылу. Не всегда люди пользовались своей «бронью», многие уходили добровольно на фронт, где трагически погибали.
Например, поэты Багрицкий и Майоров, актеры Литовский или Королева – все они добровольно ушли на войну, но, к сожалению, так и не вернулись. Первые месяцы войны дали понять, что армия переживает нехватку людей. Стремительно распространяющая война забирала жизни советских солдат или пленила.
В самом начале не призывали работающих на комбайнах и тракторах, и в первое время учителя тоже освобождались от военных действий на фронте. До 1942 г не призывали и студентов, направления которых были связаны речных или авиационных колледжах и были в навигации или в Тайге на лесозаготовке.
Разумеется, не призывались люди с проблемами со здоровьем. Иногда добровольцами шли те, кто могли держать оружие в руках. Настрой патриотический был не у всех. Например, футболисты Старостины организовали освобождение призывников за деньги, отчего потом были осуждены – следствие и суд.
Не призывали и отдельные национальности – иностранцев, проживающих на территории СССР, даже если они были гражданами страны. К ним относились люди с немецким, финским, румынским, болгарским, турецким, японским, корейским, китайским, венгерским и австрийским происхождениями. Они не воевали, а занимались инженерными или строительными работами.
Некоторые ограничения были для тех, кто был с Кавказа или Прибалтики. Не касался призыв осужденных, которых содержали в ГУЛАГе. И только в 1943 г нехватка людей требовала принятия крайних мер. Стали призывать людей с определенными осуждениями – по бытовым делам и воров.
Так как существовал особый воровской кодекс, согласно которому сотрудничать с властью было неприемлемо, это привело к последствиям. После окончания войны начались «сучьи войны», так как многие вернувшиеся воры снова возрождали свою деятельность, отправлялись обратно в тюрьму, где у них были разборки из-за сотрудничества с государством.