Найти тему
VZBRELO: блог о дереве

Каноны классической столярной школы глазами подмастерья

Даниил Логинов. 

В общих разговорах часто звучит недовольство подрастающим поколением, потенциалом "смены" и тревога о будущем. Тем интереснее нам было пообщаться с представителем следующего поколения, Даниилом Логиновым - начинающим, но перспективным столяром. Даниилу 18, он работает в Столярной школе Всеволода Полтавцева, сознательно выбирает для работы ручной инструмент и имеет четкие представления о профессии и канонах столярного дела. 

Передаем слово Даниилу:

Расскажите о себе: где родились, учились?

Я родился в закрытом сибирском городе-атомщике, но с пяти лет живу в Москве. Учился в обычной общеобразовательной школе одиннадцать классов, о чём не жалею. А потом был колледж, в котором было несколько положительных моментов, но, в целом, я не доволен организацией профессионального обучения. На последнем году школы я попал в обучение к моему мастеру, моему учителю - Полтавцеву Всеволоду Борисовичу, чему я очень рад.

-2

Откуда такой интерес к дереву, столярному ремеслу?

Я всегда любил работать руками, вначале стендовый моделизм, потом радиоуправляемые модели, радиотехника. В какой-то момент я продал оборудование от одного из своих увлечений и купил свой первый инструмент. Так всё и началось.

-3

Расскажите о своем видении столярного ремесла.

Ремесло для меня - это жизнь, это мой путь познания мира. Именно это ремесло есть та часть искусства, с которой мы контактируем, к которой мы можем прикоснуться каждый день (речь не о IKEA и прочим подобным им). Даже если в доме всего несколько ремесленных вещей, именно они будут радовать своего владельца. Ремесло - не бизнес, ремесленник - не бизнесмен, и это одна из базовых идей которую нужно усвоить для себя. Нужно стремиться к такому количеству денег, чтобы хватало тебе с ремеслом, и твоей семье без каких-то выкраиваний тут, урезаний там. Если вы пришли делать миллионы - это не для вас. Почему многие изделия с ремесленным подходом изготовления обозначают свой ценник на уровне неплохой зарплаты? Потому, что это качество, это традиции, это опыт предшествующих поколений, это моё время и мой навык, мои силы и здоровье. Я зарабатываю свой хлеб руками, трудом и потом. Почему я должен это отдавать за бесценок? Это такая же профессия. Почему-то у нас в целом не принято ценить ручной труд, а очень зря.

-4

В век технологий - вы сторонник ручного инструмента. Расскажите широкой аудитории, в чем преимущества такого подхода, почему это оправдано.

Преимущество ручного подхода, пусть прозвучит сентиментально, в том, что в получаемом предмете есть душа. В изделии ручной работы больше смысла, закладываемого самим мастером, чем в станочном предмете. Само ремесло подразумевает работу руками, ручным инструментом. При этом я не отрицаю и использование станков как для первичной обработки, так и станков шипорезных, но лишь с тем условием, что в работе будет присутствовать ручной инструмент, будут руки. Понимаете, ручной подход даёт свободу, свободу действий. Предмет из-под станка имеет станочные формы, диктуемые самим станком, его ТТХ (тактико-технические характеристики - прим. авторов), а при применении ручного инструмента, даже при всём желании, станочных форм не получить, линии более естественные и твои руки развязаны. Ручной инструмент воспитывает правильный подход, правильные линии. Ремесленный подход - это следование канонам, не зная которых ничего не получится. Этот подход так же подразумевает наличие идеи предмета, того, что ты хочешь им сказать этому миру - это цель, к которой ты идешь. И, если в этом помогут станки - пожалуйста, но не забудь вдохнуть в него тепло и душу ручным инструментом, не забывай про идею, имей эскиз и чертёж, тогда будет что-то получаться. Так же важно оценивать свои силы: я не вытяну исключительно ручным инструментом буфет, я захлебнусь в количестве операций - тут либо объединение мастеров, либо помощь станков. 

-5

Последний мой предмет (настольное бюро 430х325х215мм, см. фото выше), по размерам, сейчас для меня почти потолок по разумной трате сил и времени. Но все небольшие проекты я стараюсь делать без помощи механерии. Моё мнение таково, что все направления ДПИ (декоративно-прикладное искусство - прим. авторов), будь это маркетри, интарсия, резьба или токарные работы, должны выполняться исключительно вручную, потому как это лицо предмета, и это его самая настоящая душа с характером. Во всех этих философских вопросах, ответы на которые каждый для себя определяет сам, мы забыли про физическое преимущество - ручной инструмент оставляет поверхность чище, нежели электрический, а также даёт бОльшую точность обработки. 
В итоге: сохранение традиций, наличие идеи и осознанного подхода. А только лишь ручным или 30/70, каждый решает для себя сам.

-6

Раньше существовала система подмастерьев, как думаете, сейчас она возможна? И как к ней относитесь лично вы?

Быть подмастерьем -  значит, набираться опыта и уверенности в своих шагах, но так же это очень тяжело. Может ли сейчас существовать система подмастерьев? Может. Представитель этой системы перед вами. Но есть проблема в должном количестве мастеров. Эта система предполагает ремесленный подход, который, в свою очередь, предполагает академические знания и умения работы ручным инструментом. 
Засилье станков и их операторов - проблема на пути ремесла, мастеров, подмастерьев. Ты можешь работать только на станках, но при этом не называй себя ремесленником. Проблема в подмене понятий и откровенной профанации.  

-7

На данный момент, в 18 лет, вы уже преподаватель в серьезной столярной школе - какие планы на будущее?

Прежде всего я остаюсь таким же познающим ремесло, и считаю что даже мэтры продолжают учиться и развиваться на протяжении всей своей практики. 
Преподаватель звучит громко. Я помогаю в организации учебного процесса, работаю с учениками во время практики, представляю школу на мероприятиях. Могу, конечно, дать какие-то мастер-классы, если это потребуется, но каких-то нормированных часов занятий, естественно, нет.

Планы на будущее - продолжать оставаться верным ремеслу, совершенствовать технику и воспитывать клиента, что за качество нужно платить. 

Спасибо Даниилу за рассказ о себе и своем взгляде на ремесло!

Мнение редакции может не совпадать, но нам искренне было интересно узнать такую точку зрения. Наш блог открыт для выражения любых мнений относительно ремесленных профессий, лишь одна убедительная просьба к читателям: выражать мысли в корректной форме и обосновано :) Для желающих рассказать о себе: mail-vzbrelo@yandex.ru

Татьяна и Мария VZBRELO (вк, фб, инстаграм)