Найти тему
Книги, сценарии и кино

Дуэли в русской литературе

Оглавление

Прошу прощения за долгое отсутствие, но вот я здесь и готова вернуться к нашим заданиям по литературе. В своем прошлом посте я просила читателей канала написать в комментариях тему, о которой, по вашему мнению, стоило бы поговорить. Все промолчали, поэтому я решила поднять недавно встреченный в заданиях ЕГЭ вопрос в разных вариациях: "В каких про­из­ве­дени­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры есть сцены ожи­да­ния дуэли?", "В каких произведениях русской литературы встречаются описания поединков между героями?", "В каких произведениях русской литературы описывается сцена вызова на дуэль?" и т.п. То есть главной везде является дуэль – поединок чести.

"Пик популярности" дуэлей в России приходится на конец XVIII – начало XIX вв. Несмотря на то, что поединки были официально запрещены (за участие в дуэли дворянина могли разжаловать, сослать и проч.), именно такой способ решения всех проблем казался тогда единственно верным и правильным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в русской литературе начала XIX в. часто упоминаются эти вооруженные поединки. Однако со временем "мода" на дуэли начала проходить, и мы с вами также сможем увидеть это на страницах романов, написанных в более позднее время.

1. Дуэль между Онегиным и Ленским ("Евгений Онегин" А.С. Пушкина)

Знаменитая дуэль, поводом к которой послужила ревность Ленского: Онегин, раздосадованный тем, что людей на именинах Татьяны значительно больше, чем ему обещал Ленский, изо всех сил старается отомстить другу, танцует с его возлюбленной Ольгой и шепчет ей на ухо всякие комплименты.

Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.

Ленский решил вызвать Онегина на дуэль и отправляет к нему домой старого дуэлянта Зарецкого – и Евгений вынужден принять вызов:

"К тому ж — он мыслит — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов..."
И вот общественное мненье!

То есть даже понимая, что был неправ, Онегин не смеет идти против общественного мнения и возможных сплетен и готов убить товарища. В этой сцене Евгений показывает себя с не очень хорошей стороны: да, он "лишний человек", однако все еще следует стереотипам (в отличие, например, от Ставрогина – героя "Бесов" Ф.М. Достоевского).

В то время, как Ленский не может заснуть (он боится смерти и пишет стихи), Онегин в утро дуэли нарушает сразу несколько важных правил поединка чести: он проспал и взял себе в секунданты "слугу француза Гильо" (дуэльные кодексы рекомендовали выбирать секундантов из числа равных по положению людей, т.е. дворян). В этих аспектах Евгений делает себе скидку, показывая, что ему плевать на кодекс, но не находит в себе сил отказаться от самого поединка.

2. Дуэль между Печориным и Грушницким ("Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова)

Иллюстрация В. А. Полякова к роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Иллюстрация В. А. Полякова к роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Печорин случайно подслушивает разговор, из которого узнает, что Грушницкий в скором времени вызовет его на дуэль, но в пистолетах не будет пуль: "Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит!"

Печорин сам вызывает Грушницкого на дуэль, а в секунданты берет доктора Вернера (своего "двойника"):

"... Он должен был настоять на том, чтобы дело обошлось как можно секретнее, потому что хотя я когда угодно готов подвергать себя смерти, но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире".

То есть мы опять видим, что "лишний человек" готов рисковать своей жизнью, но не готов пойти против приличий, порядка, властей (скорее всего, на Кавказ Григория Александровича сослали именно из-за дуэли в Петербурге: на это есть намеки). Теперь уже Вернер раскрывает план противника:

"... Они, то есть секунданты, должно быть, несколько переменили свой прежний план и хотят зарядить пулею один пистолет Грушницкого. Это немножко похоже на убийство, но в военное время, и особенно в азиатской войне, хитрости позволяются; только Грушницкий, кажется, поблагороднее своих товарищей".

Мы видим, как дуэльный кодекс уже ни в грош не ставят. Поединок чести превращается в "узаконенное убийство".

Стоя на краю пропасти, Печорин в последний раз взывает к чести, совести и порядочности бывшего юнкера, а ныне — офицера:

"... Ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле?.. Ему оставалось одно средство - выстрелить на воздух; я был уверен, что он выстрелит на воздух!"

Но Грушницкий доказывает, что он человек без чести: он стреляет в Печорина ("пуля оцарапала колено"). Теперь наступает очередь Григория Александровича стрелять. Он только сейчас раскрывает карты и признается, что знает, что его пистолет не заряжен.

- Грушницкий! - сказал я, - еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; - вспомни - мы были когда-то друзьями...
 Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.
 - Стреляйте! - отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...

Так Печорин убивает Грушницкого, с которым был приятелем. Гибель офицера обставили как несчастный случай.

Поединок чести стал превращаться в хладнокровное убийство на краю пропасти, когда участники стреляют по очереди.

3. Дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем ("Отцы и дети" И.С. Тургенева)

Фильм "Отцы и дети" (1958)
Фильм "Отцы и дети" (1958)

Роман "Отцы и дети" был написан намного позже – в 1860-1861 гг. Это важно помнить, так как во второй половине XIX века дуэль уже начала изживать себя, по крайней мере, стали забываться изначальные постулаты, кодекс и т.д. Всё это в довольно ироничных красках показывает нам Тургенев.

Павел Петрович Кирсанов отвечает на вопрос Базарова:

– С теоретической точки зрения дуэль – нелепость; ну, а с практической точки зрения – это дело другое. 
– То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения?
– Вы вполне отгадали мою мысль.

Здесь мы читаем довольно абсурдное утверждение Кирсанова-старшего о том, что, в принципе, он против дуэлей и считает их нелепостью, но все-таки не стал бы отказываться от поединка. Это продолжающаяся тема из "Евгения Онегина": образованные дворяне давно уже стали считать поединок чести чем-то искусственным, поверхностным, опасным, но все-таки никак не могут прослыть трусами, отказавшись от дуэли.

В "Отцах и детях" вся дуэль – это пародия на дуэль.

Во-первых, Павел Петрович вызывает Базарова, который не является дворянином (он разночинец: его мать – дворянка, а отец – доктор): прежде дворянин никогда бы не стал стреляться с не-дворянином.

Во-вторых, секундантов на этой дуэли нет: в качестве "свидетеля" присутствует "дрожащий, как в лихорадке", лакей Петр ("секундантов у нас не будет, но может быть свидетель", чтобы дуэль не стала похожа на убийство), а Павел Петрович вообще не захотел будить камердинера и приехал к роще один, втихаря.

В-третьих, Базаров сам отсчитывает шаги ("ноги у меня длиннее"), а Павел Петрович сам заряжает пистолеты. Всё это – чудовищные нарушения кодекса поединка.

В-четвертых, заканчивается дуэль глупым ранением Павла Петровича в ляжку, после чего он падает в обморок, а Базаров оказывает ему медицинскую помощь.

Самое же главное, это высокопарные, книжные слова, никак не вяжущиеся с происходящими событиями:

"... Я сперва желал бы узнать, считаете ли вы нужным прибегнуть к формальности небольшой ссоры, которая могла бы служить предлогом моему вызову?"
" – Да Петр. – Какой Петр? – Камердинер вашего брата. Он человек, стоящий на высоте современного образования, и исполнит свою роль со всем необходимым в подобных случаях комильфо".
"Соблаговолите выбрать.  – Соблаговоляю".

Тургенев показывает, что дуэль – это уже пережиток прошлого, Базаров над нею просто смеется и не воспринимает всерьез как угрозу для жизни. Павел Петрович выглядит нелепо, что добавляет соли на рану "уходящего", старшего поколения, которое по-прежнему возится со своими "принсипами" и изжившими себя традициями.

-------------------------------------------------------------------------------------------

Друзья, если у вас есть вопросы или пожелания, пожалуйста, пишите их в комментариях! Я с удовольствием разберу предложенную вами тему. Будем вместе готовиться к экзамену!