Найти в Дзене

Лем против Тарковского

Хотелось бы коснуться больной для читателей и для авторов темы экранизаций. Сколько раз уже мы слышали про неканонические образы, сюжетные изменения- список не окончателен! Но что, если я расскажу вам историю, когда линии сюжета были одинаковы, но намерения у авторов были разные. Здесь за адаптацию романа творца взялся не меньший творец, художник от фантастики сошёлся с художником кино. Давайте поразмыслим на тему книги и фильма «Солярис».

-2

Мы говорим именно о главной экранизации, поставленной великим мастером киноязыка Андреем Тарковским. Перед ним лёг роман одного из самых культовых писателей фантастики - поляка Станислава Лема. И казалось бы, они работали вместе над сценарием, готовили экранизацию - все должно было получиться. Но два творца совсем разошлись в своих идеях. По словам Лема, они крупно рассорились. И в итоге он до последнего не признавал фильма, который часто называют одним из самых ярких творений кинематографа.

И глупо было бы отрицать, что они различны - они пошли вообще иными путями. Сложная фантастика с техническими терминами против поэтической притчи с культурными отсылками, история о космосе против истории человеческой судьбы. Акценты совсем различны, поэтому сложно соотносить их. Но при этом сам каркас сюжета преимущественно схож, но акценты и язык этих творений не похож. Тарковский не экранизировал дословно книги, он всегда делал своё авторское творение, которое чувствовало себя свободным от оригинала. А великое наследие Лема жило и без кино.

А как вы соотносите эти два произведения? Опишите своё мнение и отношение. Возможно, споры о разных видах искусства будут продолжаться...