- Спасибо за внимание! В данном материале дано условное описание, справедливое для БМП-2, хотя большинство моментов, за исключением содержимого башни, - применимо и к БМП-1. Надеюсь, материал вам понравился. Ставьте свой «палец вверх», и подписывайтесь на канал! Для корректив, замечаний и дискуссий – прошу в комментарии. По ссылкам ниже – материалы о «недрах» других образцов советской техники.
- -Внутренности легенды Холодной войны - танка Т-72
- -Внутри советского танка Т-55
БМП-1 – поистине феноменальная боевая единица. Впервые представленная в 1966 году, эта машина по сей день состоит на вооружении 38 стран, а перечень войн с ее применение будет излишним – практически любой локальный конфликт проходил с ее применением. Сам факт наличия такой машины в ВС СССР и стран ОВД всполошил западных экспертов, которые небезосновательно приписывали БМП-1 сверхъестественные качества. А ведь гордиться было чем! Она плавала, обладала низким силуэтом и вполне пристойным противотанковым вооружением. По сути, до советских конструкторов никому не удавалось поместить подобное орудие в столь тесную башню.
Но это была теория. На практике же, уже в ходе конфликта на острове Даманский выяснилось, что вооружение БМП-1 недостаточно эффективно. Это особенно проявилось в ходе Афганской войны, где БМП составляли основу парка ОКСВА. Машина, созданная для марша к Ла-Маншу, и встрече бронированных орд противника, оказалась совсем в иных условиях. Оказалось, что пушка 2А28 «Гром» не подходит для борьбы с вражескими укреплениями и живой силой, а небольшой угол возвышения ограничивает сферу применения машины. Да и бронирование БМП-1, ограниченное требованием плавучести, оказалось недостаточным. Наиболее защищенные области обладали толщиной едва более 20 мм, а бортовые проекции и корма оказались уязвимыми даже для крупнокалиберных пулеметов. Частично это решили в модификации БМП-2Д с дополнительными листами брони.
Сегодня мы пропустим «табличные» характеристики БМП-1 и 2, и рассмотрим ее недра глазами десанта и членов экипажа, коих в машине три – механик-водитель, оператор и командир.
Механик-водитель
Этот член экипажа расположен в передней левой части машины. За перегородкой слева от него расположен 6-цилиндровый дизель УТД-20С1, мощностью в 300 сил. Поворот машины осуществляется посредством компактного «штурвала», перед которым расположен блок контрольно-измерительных приборов. Для обзора при закрытом люке используется четыре перископических прибора, на уровне которых расположена рукоятка открытия люка. Для езды ночью используется прибор ТВН-2, устанавливаемый вместо среднего перископа перед выездом. Связь с экипажем осуществляется посредством устройства ТПУ А-3.
Оператор
Человек, управляющий орудием 2А42, располагается в левой части башни. Наблюдение за местностью ведется посредством трех перископов ТНПО-170А с горизонтальным углом обзора в 91 градус. За спиной оператора расположен прибор ТНПТ-1, который используется для обзора сектора за машиной. Основным прицелом является комбинированный БПК-1-42 с 5,6 кратным увеличением (5х - ночью). Для подсветки цели в темное время суток используется ИК-прожектор ОУ-5. Для коммуникации с экипажем используется переговорное устройство ТПУ А-2.
Командир
Место командира экипажа БМП-2 расположено в правой части башни. Как и у оператора, к него есть свой люк. У места командира установлена радиостанция Р-123 (Р-173) и устройство внутренней связи ТПН А-1. Комплект перископов наблюдения почти такой же, как и у оператора: один ТНПТ-1 и три ТПН-170А. Перед глазами командира расположен прибор ТКН-3Б с дневным и ночным каналом. В правом окуляре командир видит шкалы угла и дальности. Прибор используется для наблюдения за местностью и целеуказания. Командирский прицел 1ПЗ-3 позволяет наводить орудие и спаренный пулемет на воздушные и наземные цели. Обладает переменной кратностью (1,2-4х) и полем зрения в 49-14 градусов.
Десант
В БМП десант обладает внушительным арсеналом. Так, каждому из семи штатных десантников положен перископ ТНПО-170А, которые также установлены на кормовых люках. Для связи с экипажем применяется ТПН А-3 и А-4, а в левой кормовой двери установлена радиостанция Р-126.
Десанту доступны амбразуры для стрельбы, прикрытые бронированными шторками. «Порт» под АК оснащен гильзоулавливателем и газотводной трубкой.