Часто я слышу расхожие рассуждения на тему, что, мол, вот, ленивое нынче поколение пошло! Все блага цивилизации в квартире! Все возможности двумя кликами мышки! Информация в свободном доступе! А вот ведь — зажрались совсем! Жалуются и жалуются! Трудно вот маме с детьми стало!
А раньше как жили?
Десятерых рожали, а не двоих-троих?!
А белье на реке стирали?!
А корову доили?!
А печь топили?!
И ничего! Не жаловались на всякие послеродовые депрессии! Некогда было! А теперь обленились в конец — вот и напридумывали себе всякие депрессии!
К чему ведут подобные рассуждения?
К тому, что молодая мама, попадая в состояние послеродовой депрессии, не может обратиться за помощью!
Ее самооценка резко падает. Она уверена, что просто недостаточно хорошая мама! Что просто нужно больше стараться — а не получается!
Так значит что? — Значит я мало люблю своего ребенка!
Как признаться себе в этом? Как сказать об этом кому-то, гарантированно получив осуждение?
Зачастую женщина в состоянии депрессии видит все вокруг в определенном тревожно-негативном свете. И даже в хорошем случае, когда ее окружают заботливые, любящие, понимающие близкие, которые могли бы дать ей поддержку, она боится к ним обратиться.
Возможно, она не получит осуждения с их стороны. Беда в том, что она уже сама осудила себя!
Она уверена в том, что не состоятельна в роли матери!
Она уверена, что она плохая! И это ранит и так оголенные, болезненные чувства!
Нередко женщина и правда получает осуждение, критику, негативную оценку окружающих при попытке обратиться за помощью и поддержкой.
Наше общество все еще проникнуто рассуждениями, подобными тем, с которых я начала эту статью.
Иногда первая, кто осуждает начинающую маму — ее собственная мать!
Почему человек, который, казалось бы, должен дать поддержку первым, оказывается так критично настроен? Нередко наши мамы были такими же жертвами послеродовой депрессии. Только их поколение знало об этом явлении еще меньше. И постепенно состояние, возникшее как послеродовая депрессия, со временем переросло в характерологическую особенность.
Мало ли у нас в обществе женщин старшего поколения, так и не реализовавшихся в жизни, всю жизнь на детей положивших, вечно недовольных, обиженных, эмоционально не сбалансированных, утомленных жизнью, растерявших свою радость, живость, энтузиазм так давно, что вы и не особенно помните их в подобных эмоциях?
Ваши мамы — женщины, воспитанные без понимания своей женственности, своего эмоционального мира, который лежит в ее основе! Прожившие свое материнство по-сути в состоянии хронической уже депрессии, ваши мамы считают, что их состояние при этом — и есть норма! И пытаются передать его в этом качетве вам!
А что ты хотела?! Вот это и есть материнство! Это тебе не поле перейти! Это, знаешь ли, труд, ответственность!
И дальше начинается долгая нотация, передающая всю боль нереализованности, потерянности и боли вашей мамы. Теперь ты неси этот «крест» — вот посыл этих «наставлений»! И самооценка недавно ставшей мамой женщины падает. А представление о материнстве как о том, что и должно быть окрашено вот такими безысходными чувствами, которые при этом нельзя показывать вовне — закрепляется как «норма».
А чувство несоответствия растет!
Как же так? Со всех рекламных плакатов на меня смотрят совершенно счастливые в своих застывших белозубых улыбках мамы! Со всех сайтов льются потоки «сиропа» о том какая радость дети! Везде вам чудятся идеальные мамы идеальных малышей!
Вот только я… устаю, не хочу играть, злюсь, срываюсь, кричу, вою внутри с тоски! Я же ДОЛЖНА быть другой! Какой меня хотят видеть врач в поликлинике, воспитатель в садике, собственная мама, муж, свекровь, подруги дома! А я? А я чувствую себя ужасно! Почему?
Может правда ленивая?
Ведь и действительно неохота ничего делать! Не могу заставить себя играть, заниматься, иногда даже улыбаться своему ребенку!
Что со мной не так?
Чего мне и правда не хватает?
Стиральная машина, мультиварка, пылесос, помощница по дому — чего не хватает?!
Действительно зажралась? С жиру бешусь?
Может я какая-то неправильная?
Может не надо мне было детей заводить?
Где мои чувства умиления, радости, восторга, энтузиазма, когда они так мило малюют сердечки на обоях, размазывают кашку по новому дивану, да даже просто радостно врываются на кухню с чем-то своим детски и криками — Мама, смотри!
Почему я не хочу смотреть? Не хочу слушать? Не хочу договариваться? Не хочу играть?
Почему я хочу просто чтобы меня оставили в покое?
Так и должно быть? Или что-то пошло не так?
ЧТО СО МНОЙ НЕ ТАК?
А что дальше? А дальше ведь будет только хуже?
Кризис 2 лет, кризис 3 лет, садик, школа, уроки с ним учить, подростковые чудеса — это еще на пару десятков лет?!
Я вынесу?
Меня хватит, если уже сейчас я где-то там, на переферии орбиты собственной жизни?!
Без сил, без желаний, без блеска в глазах, без ожиданий, без надежд?!
Что же было у наших прабабок, что тащили они на себе всю эту детскую ораву и не падали? А еще дом, скотину, хозяйство? Что у них было?
Экология, природа, погода — что изменилось, что я с одним не справляюсь, а они — справлялись?
И неплохих людей растили? И дети почитали старших?! А не переговаривались как мой старший?
И воду носили, корову доили, младших нянчили в 6 лет, а мой в свои 6 еще требует ему штаны надевать?!
Конечно, и в стародавние времена у наших предков бывали случаи, когда женщина попадала в послеродовую депрессию. Но это и правда были ситуации редкого исключения, нежели правила.
В наше же время тенденция поменялась прямо на противоположную. Скорее вызывают удивления женщины, которые избежали участи столкнуться с этим состоянием.
По статистике около 75% женщин в более или менее острой и выраженной форме сегодня сталкиваются с состоянием послеродовой депрессии.
А секрет прост! Наши предки не ходили к психологам, но принципы, которым сейчас нам приходится заново учиться, навыки, которые приходится осваивать, были вписаны в повседневную жизнь, создавая профилактику послеродовых депрессивных состояний.
Наши прабабки обладали всем укладом жизни выстроенной системой Эмоциональной Гигиены!
Каким бы тяжелым ни был повседневный труд, он не был таким монотонным!
Была традиция женского пространства, женского дома, где и делом занимались, и за детьми присматривали, и общались, пели песни, занимались ремесленной «арт-терапией»!
Раз в неделю собирались на посиделки, где плясали, сбрасывая напряжение накопленное за трудовую неделю. Минимум раз в неделю ходили в церковь на исповедь — чем не «психотерапия»?!
Да и просто не изнемогали под гнетом чьих-то ожиданий, доказательств своей состоятельности, принятия непростых решений, ответственности выборов.
Не было сомнений — оставить беременность или нет? Отдать в частный сад или в государственный? Учить буквам в 2 или 4, а может подождать до 6? Делать прививки или спасаться от них любыми средствами?
Уровень стресса был намного ниже!
Жизнь текла размерянно, упорядоченная укладом! Эмоциональное напряжение было меньше и главное, своевременно разряжалось! Собственный детский опыт закладывал здоровую базу, опору, а не оставался нагромождением непрожитых, впечатлений и чувств!
Можем ли мы вернуться в стародавние времена? — Вряд ли!
Так что же, примем послеродовую депрессию как норму современного материнства, современного общества?
Не стоит!
Ведь это разрушает и матерей, и детей, разрушает саму основу здорового общества, которое невозможно без базы безусловной любви, глубокого живого чувства, проживаемого, передаваемого от матери к ребенку!
Нам придется искать новые способы помогать маме в тех условиях, в которых мы живем сейчас!
Нам придется научиться поддерживать свою эмоциональную гигиену и создавать условия для эмоциональной гигиены своих детей!
Потому что антибактериальное мыло и средство для туалетов, «убивающее все микробы на повал» не сможет помочь нам избежать «вирусов» эмоционального выгорания!
Мы не сможем иначе справляться с «эпидемиями» обиды, тревоги, раздражения!
У нас нет готовых «вакцин» от «гриппа» страхов с осложнениями гиперопеки, от «ангины» растерянности и злых, разрушающих слов самой себе и своему ребенку!
Именно поэтому мы учимся ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ для себя и своих детей!
Автор: Катерина Сорокина.