Говорят, учителя наши бедны, как церковные мыши. И в школах теперь лишь подвижники, да неудачники, причём неясно, где заканчиваются вторые и начинаются первые. Остальные, по завету Д.А.Медведева, ушли в #бизнес.
Так вот, приготовьтесь испытать настоящий шок!
Как утверждает #статистика, средняя зарплата российского учителя в школе – 62 тыс. руб. в месяц. Таковы данные за январь-сентябрь этого года.
Правда… это верно лишь если учитель работает в школе, собственником которой выступает субъект Федерации.
В принципе, такие школы в некотором количестве имеются почти в каждом регионе. Но особенно много их в Москве, Санкт-Петербурге и ХМАО. То есть, в субъектах с довольно высокими зарплатами. Они и вытягивают среднюю по стране.
А вот если учитель трудится в муниципальной школе, ему повезло меньше. Можно сказать, почти вдвое меньше. И учительская зарплата в таких учебных заведениях – лишь 32,4 тыс. руб. в месяц в среднем по РФ.
И она много ближе к медиане, чем в первом случае.
Понятно, что зажиточные регионы могут доплачивать своим педагогам. Например, в Москве, по данным столичного департамента образования, средняя заработная плата учителей за 9 месяцев 2018 года достигла 105 тыс. руб. Власти установили дополнительные доплаты за классное руководство, за педагогический стаж, за участие в создании «электронных учебников» и т.п. Другим регионам, за редким исключением, остаётся завидовать молча.
Но даже и такая #статистика, отражающая скудные финансовые возможности большинства российских муниципалитетов, грешит лукавством. Потому что Росстат, во-первых, складывает скромные учительские зарплаты с нескромными директорскими и выводит некую среднюю. А разница между первыми и вторыми может быть двух- и даже трёхкратной (хотя чаще всего она укладывается в 1,5 раза).
А во-вторых, учительские зарплаты складываются из окладов и надбавок. Роль последних может доходить до трети итоговой суммы (в среднем пока около 25%). И немалая часть из них – в руках директора школы и подконтрольного ему школьного управляющего совета. Кроме того, за пределами Московского региона самая обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачиваются, максимум, на 40%, ибо #денегнет.
Отсюда и возмущённое недоумение средних педагогов, когда им называют средние же цифры по стране. Мол и где только такая статистика берётся?
То есть, такой среднестатистический российский учитель в реальной жизни не то, чтобы совсем беден, но прямо скажем, небогат. Даже в сравнении со среднестатистическим тружеником своего региона. А ещё он весьма зависим от начальства и боится потерять свою скромныю, но стабильную пайку больше, чем испытать угрызения совести по поводу некоторых небесспорных поступков в угоду власти.
И чему он сможет научить подрастающее поколение?