Найти в Дзене
Дмитрий Ненашев

Главный штаб в Санкт-Петербурге - строительство или перестройка?

Согласно официальной истории здание Главного штаба построено в период 1819 - 1829 годов архитектором Карлом Ивановичем Росси (1775-1849).

На литографиях К.Беггрова, написанных в 1820 году, изображено здание с Триумфальной аркой, полностью построенное и выглядящее, как в современное время.

К. Беггров 1820
К. Беггров 1820
Триумфальная арка, современный вид.
Триумфальная арка, современный вид.
К. Беггров, 1820
К. Беггров, 1820

Исключение на картинах составляет отсутствующая Александрийская колонна и "Колесница Славы" с богиней Никой. Согласно исторических документов, "Колесница Славы" установлена по Указу Николая I после смерти Алаксандра I, и ознаменовала победу над французами 1812 года. Хотя данные картины официально считаются первоначальными проектами здания, удивляет их изумительная точность.

А вот в Михайловском Замке имеется картина Иоганна Георга Майра (1760-1816) "Развод караула на Дворцовой площади", принадлежащая Государственному Русскому музею.

Майр И.Г. Развод караула, между 1796 и 1803
Майр И.Г. Развод караула, между 1796 и 1803

Так вот, эта картина написана в период между 1796 и 1803 годами. И на ней мы можем увидеть здание Главного штаба, но без арки.

Предлагаю сравнить здание на картине Майра, на картинах других авторов в разные годы и современным видом:

Луи Пьер-Альфонс Бишебуа, Торжественное открытие Александровской колонны.
Луи Пьер-Альфонс Бишебуа, Торжественное открытие Александровской колонны.

На картине Бишебуа изображено четырёх этажное здание, первый этаж тёмный, окон практически не видно, на третьем этаже фасада имеется два балкона шириной в три окна каждое и пилястры окружающие семь окон справа от арки. Посчитаем количество окон от арки слева направо: между пилястрами 7 штук, затем ещё 7 шт., далее 3 окна у балкона, затем 8 окон, опять 3 у второго балкона и 9 до конца здания. Итого 37 окон, которые я записал рядом чисел, как 773839.

Такую же комбинацию (773839) изобразил Карл Петрович Беггров на своих литографиях.

В то время, как на картине Майра 3 балкона, и комбинация окон составляет 435383839, итого 46 окон.

А вот на картине Бенжамена Патерсона, созданной в 1808 году с окнами немного другой расклад: во-первых, так же, как у Майра 3 балкона, во вторых количество окон другое - слева виднеется только 3 окна, далее 3 окна с балконами и т.д. Итого комбинацию запишем, как ?3393838.

Б.Патерсон, Большой парад у Зимнего дворца, 1808
Б.Патерсон, Большой парад у Зимнего дворца, 1808

На картине Чернецова Г.Г. "Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге 30 августа 1834 года" комбинация окон составляет 873939.

Г.Г.Чернецов, Парад по случаю открытия памятника Александру I 30 августа 1834 года, 1839
Г.Г.Чернецов, Парад по случаю открытия памятника Александру I 30 августа 1834 года, 1839

В настоящее время количество окон характеризуется комбинацией 873839.

Главный штаб, панорамный снимок, XXI век.
Главный штаб, панорамный снимок, XXI век.

Кроме всего прочего хочу обратить внимание на вид Дворцовой площади со стороны Невского проспекта.

Матиас Габриэль Лори, Вид на Дворцовую площадь с Невского проспекта, 1804
Матиас Габриэль Лори, Вид на Дворцовую площадь с Невского проспекта, 1804
Б.Патерсон, Вид на Дворцовую площадь и Зимний дворец от начала Невского проспекта, 1801
Б.Патерсон, Вид на Дворцовую площадь и Зимний дворец от начала Невского проспекта, 1801

На картинах Лори и Патерсона (который жил в Санкт-Петербурге с 1787 года до смерти в 1815 году) можно увидеть одно и то же здание, которое имеет 4 этажа, промежуточный карниз между вторым и третьи, а так же одинаковый венчающий карниз. После пяти окон фасад закругляется, и на углу имеется вход в здание за колоннами, поддерживающими балкон второго этажа, слева от входа имеется одно окно, которое расположено так же за колоннами.

Невский проспект, дом 2
Невский проспект, дом 2

На современном здании по адресу Невский проспект, дом 2 мы так же отсчитаем четыре этажа, увидим промежуточный карниз между вторым и третьим этажами, и точно такой же, как на картинах венчающий карниз под крышей.

Это же прослеживается и на снимках конца XIX - начала XX веков.

Санкт-Петербург, Главный Штаб. Угол Невского проспекта и Адмиралтейской площади.
Санкт-Петербург, Главный Штаб. Угол Невского проспекта и Адмиралтейской площади.
Ленинград, Площадь имени Урицкого.
Ленинград, Площадь имени Урицкого.

Таким образом я предполагаю, что в самом начале XIX века изображалось то же самое здание, которое мы наблюдаем и по сей день.

Так же это здание можно увидеть на рисунке К.Ф.Сабата и С.П.Шифляра, нарисованном в 1820 году.

К.Ф.Сабат, С.П.Шифляр, 1820
К.Ф.Сабат, С.П.Шифляр, 1820

На картинах Беггрова, Майра, Бешебуа, Чернецова при рассмотрении можно увидеть, как здание изгибается, особенно в части с пилястрами с левой стороны. Тоже мы наблюдаем и сегодня.

-16

Подводя итоги, хочу сказать, что количество окон на всех картинах, рисунках, литографиях разное, но везде прослеживается одна и та же система, одна идея постройки здания. Комбинации разные, но принцип сохранён. Вполне очевидно, что здание Главного штаба было построено задолго до 1829 года. А великому скульптору Карлу Ивановичу Росси досталась лишь участь его отреставрировать, максимум установить арку и водрузить на неё "Колесницу Славы", созданную скульпторами В.И.Демут-Малиновским и С.С.Пименовым. Только опять же одно не понятно причём здесь боги Древнего Рима, в то время, как Россия уже давно считалась христианским государством?!

А как считаете Вы?