Не случайно вопрос был вынесен в заглавие именно в такой форме. Потому что так ставят проблему родители. Так они её видят и с таким вопросом чаще всего приходят к психологу.
«Ребенок у меня талантливый, но никак не хочет учиться. Как его (её) заставить?» В ответ психологи дежурно замечают, что никого заставить нельзя, можно лишь привить тягу к знаниям. Ну и, разумеется, к учебе. А вот, какие шаги следует к этому предпринять, мы сегодня и расскажем.
Причины неуспеваемости
Наиболее частая причина конфликтов в семье – отсутствие коммуникации. Когда проблема не проговаривается вслух, она остается незамеченной и нерешенной. Собственно, плохая успеваемость ребенка в школе – явление того же порядка.
У него мало интересуются, что происходит, но при этом не забывают требовать. В итоге, когда школьник начинает стабильно приносить домой двойки, родители предпочитают не разбираться с проблемой, а взвинчивать требования. «Плохо стараешься», «Ленишься», «Недостаточно упорный/терпеливый/усидчивый». Вот примерно такие выводы делают родители из неуспеваемости своего чада.
Однако на самом деле причин куда больше, чем банальная лень. Если ребенок полностью здоров и психически устойчив, то их можно насчитать не менее десятка:
1. Пропал стимул к учебе. Обычно так «накрывает» подростков, которые, изо дня в день сталкиваясь с рутинной работой в школе, делают вывод, что им это всё не нужно. Зачем делать скучную домашку, зачем зубрить алгебру и физику против своей воли? Это НЕ интересно и вряд ли пригодится в будущем. Скорее всего проблема в том, что ребенка не заинтересовал подход к преподаванию предмета, а не он сам.
2. Высокая нагрузка и стресс. Когда со всех сторон на тебя давят и рассказывают, что с тобой будет, если не сдашь контрольную – это мало способствует успеваемости. Сюда же следует добавить конфликты с одноклассниками, учителями и т.д.
3. Давление родителей. Чем больше на человека давить, тем выше сопротивление. Если каждый раз насильно сажать ребенка за учебники, тем больше он будет избегать их.
4. Слишком много помощи. Гиперопека и желание, чтобы все было сделано правильно, тоже не способствуют успеваемости. У ребенка вообще может пропасть стимул что-либо делать самостоятельно.
5. Заниженная самооценка. Пятый пункт прямо проистекает из предыдущего. У маленького человека вместо самостоятельности вырабатывается стойкое ощущение: что бы он ни сделал, всё будет плохо и неправильно. Уверенность в собственных силах тоже пропадает.
6. Плохая атмосфера в семье. Постоянные скандалы между родителями – первейшая причина стрессов у их детей. Скандалы провоцируют неврозы, замкнутость, либо наоборот делают их агрессивными (особенно это касается мальчиков).
7. Неадекватные друзья и сверстники. Плохая компания никак не способствует успеваемости.
8. Зависимости и вредные привычки. У детей даже в раннем возрасте могут укорениться нездоровые пристрастия: потребность больше сидеть в интернете, играть в видеоигры, больше гулять с друзьями, а не учиться. Особенно это актуально для переходного возраста – от 13 до 16 лет.
9. Отсутствие отдыха. Прямая противоположность предыдущему пункту – чрезмерная загруженность ребенка, который после школы идет на секцию, потом в музыкальную школу, а ближе к ночи занимается с репетитором.
10. Высокая активность ребенка, то есть плохая усидчивость и неумение концентрироваться на предмете. Вот таких детей как раз следует побольше нагружать физической активностью. Занятия спортом – самый действенный метод.
Что советуют детские психологи
Самый главный совет, который могут дать специалисты, если ребенок перестал успевать в школе – это наладить с ним контакт. Разузнать причины, поговорить с педагогами, расспросить о поведении.
Первичная информация собрана. Далее обратимся к организации учебы. В подавляющем большинстве случаев вся проблема заключается в том, что ребенок не может/не успевает усвоить материал. Ну а учителю при нынешнем конвейерном методе обучения банально некогда уделить ему время.
Наиболее разумный выход – всегда делать домашнюю работу вместе с ребенком. При этом важно соблюдать несколько правил:
1. Хвалите ребенка во время занятия. Уроки – это не когда мама/папа кричит и упрекает за неудачи, а когда хвалит за успехи;
2. Замечайте любой прогресс в учебе и не ждите идеального результата. Ничто так не демотивирует как завышенные ожидания родителей. Напротив – очень важно замечать позитивные изменения и подчеркивать, что ребенок многого добился;
3. Практикуйте телесный контакт. Обнять и поцеловать ребенка вместе с похвалой – это всегда дает силы и вдохновение.
4. Умейте подстраивать время под уроки. Да, у взрослых много дел, но всегда держите в уме, что на домашнюю работу нужно отводить столько времени, сколько нужно, чтобы ребенок разобрался в материале.
При этом очень плохая идея мотивировать детей на учебу подарками. Это носит кратковременный характер, а затем ребенок привыкнет к ежедневным подношениям и станет требовать больше. Ну а успеваемость, разумеется, не улучшится. Гораздо эффективнее вы потратите деньги, если наймете толкового репетитора.
Главное, чего ни в коем случае нельзя делать, если ребенок перестал учиться:
· унижать и оскорблять;
· сравнивать с другими «успешными» детьми;
· практиковать наказания (тем более телесные), если что-то не получается.
Основная задача родителя – это привить ребенку вкус к учебе и осознанную тягу к знаниям. При этом она, мягко говоря, не всегда коррелирует с успеваемостью. Не принимайте близко к сердцу каждую двойку ребенка, разбирайтесь в причинах их появления, делайте выводы и исходя из них принимайте решения.
Заключение
Заставлять ребенка учиться из-под палки – самая плохая затея, заранее обреченная на провал. И дело не столько в том, что это травмирует психику, сколько в бесперспективности «заколачивания» знаний.
Главное привить понимание, зачем нужно учиться. Научить ставить цели и добиваться их.