Relationship goals: не ломать голову над тем, что хорошего посмотреть и послушать. Пока ты не обзавелся персональным ассистентом, на помощь приходит Тим Аминов — самый кинематографичный саунд-артист в контексте российской электроники. Тим Аминов выпускается на лейбле Кристиана Лёффлера, звучит на BBC и «Серебряном Дожде», получает награды на громких европейских фестивалях за свои музыкальные клипы, каждый из которых тянет на короткометражный артхаус и многостраничный роман.
Решили докопаться, как Тим это делает и что вдохновляет его на масштабные задачи.
Тим Аминов — московский продюсер, музыкант-мультиинструменталист, коллекционер аналоговых синтезаторов:
Многие говорят о моей музыке, что она очень кинематографичная, и сразу представляют себе визуальные образы, слушая ее. Не буду ничего говорить в свое оправдание, потому что так и есть. Визуальные образы часто становятся первичным импульсом в моей голове, и из них появляется музыка — в основном это выдуманные, увиденные или пережитые ситуации, насыщенные цветом, светом и даже запахами. Я сделал подборку из фильмов не про любимое кино или о близких по духу композиторах; здесь речь пойдет о химии, которая происходит в соединении визуального и аудиального.
Вход в пустоту (Enter the Void)
Режиссер: Гаспар Ноэ
OST: Разные исполнители
Сложно переоценить вклад Гаспара Ноэ в современный кинематограф, да и вообще в поп-культуру. В саундтреке фильма «Вход в пустоту» звучит около 30 совершенно разных исполнителей и почти столько же разных музыкальных жанров. Но поражает, что этот музыкальный салат гармонично сложен и воспринимается как единый организм. Два, на мой взгляд, главных примера этой эклектики:
Бегущий по лезвию [1982] (Blade runner [1982])
Режиссер: Ридли Скотт
OST: Vangelis
Речь идет именно о культовой картине 1982 года, а не о современном продолжении, это другая история. Первый Блэйд Раннер перевернул игру не только по визуалу, но и в звуке. Саундтрек писал греческий композитор Вангелис. Вангелис бесспорно гений, но еще больше понимаешь это сегодня, когда спустя 40 лет его музыка звучит вне времени. Это не 1982, не 2018, это музыка из мира бегущего по лезвию.
Легенда о Гаспаре Хаузере (La leggenda di Kaspar Hauser)
Режиссер: Давид Манули
OST: DJ Vitalic
Странный фильм со странной идеей и странным главным героем — мальчиком, которого странным образом играет девочка. Но еще более странно то, что этот фильм западает глубоко в сердце из-за саундтрека, который противоречит картинке и тем самым становится главной вишней на торте. Музыку написал Vitalic, французский музыкант, диджей, не менее странный, как и все это.
Я — Начало (I — Origins)
Режиссер: Майк Кэхилл
OST: Will Bates & Phil Mossman + разные артисты
Главное — не путать с фильмом «Начало». Фильм «Я — Начало» снял молодой американский режиссер Майк Кэхилл, которого можно вспомнить по фильму «Другая земля». Саундтрек к фильму настолько хорошо передает атмосферу и засасывает в происходящее, что только посреди фильма ты понимаешь, что все это время твои уши радовались, а душа ликовала. Это заслуга композиторов Уильяма Бэйтса и Фила Мосмана (одного из участников LСD Soundsystem), а когда начинает играть трек The Dø — Dust It Off, где-то в груди сжимается комок, но ребятам мало и они добивают тебя песней на титрах с говорящем названием Motion Picture Soundtrack от Radiohead. Бум!
Железобетон (англ. Tekkonkinkreet)
Режиссер: Майкл Ариас
OST: Plaid
Кто пишет правила, тот их и нарушает. Финал будет не о фильме, а про анимационный фильм, картина создана по одноименной японской манге Тайё Мацумото. Я никогда не был ярым фанатом этого визуального наследия, но тут визуальная стилистика далеко не на первом месте. Это анимационный фильм c философским и динамичным сюжетом и наикрутейшим саундтреком от известного английского IDM-дуэта Plaid. Тот случай, когда картинка и музыка сплетаются в одну молекулу ДНК, и ты уже не можешь представить одно без другого.
P.S.
Я не учел еще сотни фильмов с культовыми саундтреками и запоминающимися музыкальными темами. Cоставить какой-то объективный список невозможно, так как искусство интересно тем, что «красиво» у всех разное.
Фото: Sasha Saharnaya