Есть люди, которых знали все. Даже те, кто их никогда вживую не видел и не слышал. Люди, чьё имя было и названием явления, и маяком, и вехой на извилистом историческом пути, и символом места и времени.
Такими людьми были, безусловно, Сергей Владимирович Образцов и Корней Иванович Чуковский.
Я затруднюсь ответить, чьё имя услышал раньше.
Говоришь «кукольный театр» — подразумеваешь «Образцов», говоришь «Образцов» — подразумеваешь «кукольный театр». Хотя, конечно, телепередачи с его участием, или спектакли его театра по ТВ шли гораздо реже, чем я слышал «Айболита» и «Мойдодыра» с «Тараканищем» в прочтении родителей.
Трудно, наверное, найти советского ребёнка, который не слышал бы эти сказки. Есть вещи, которые воспринимаются как безусловная данность. К таким вот относятся сказки Чуковского. Солнце встаёт на востоке, день сменяет ночь, в Петропавловске-Камчатском — полночь, в Москве — куранты, а Айболит — он под деревом сидит.
И вот два таких имени соединились в одном спектакле.
Когда глянул в телевизор мельком, подумалось, что спектакль как спектакль, нам, избалованным мульт-, аудио- и прочими вариациями на тему, не привыкать. Вряд ли он осиян печатью исключительной гениальности и непреходящести на все времена от их начала до скончания веков. Хрюшки-зверюшки, детские хохмочки.
Но приглядевшись к уморительным куклам, понял, что впадаю в тихую восторженную истерику. А заново послушав стихи Чуковского, вдруг понял, насколько неполиткорректные-то сказочки. «Не ходите, дети, в Африку гулять», «акулу каблуком, каблуком» — куда защитники животных, борцы с расовой дискриминацией и «Гринпис» смотрят??? Добренькие стишки. А «Тараканище» ввёл в глубокую дзенскую медитацию. Где-то вычитал, что-де это политическая сатира была на одного усатого Иосифа. Мелко плаваете, товарищи критики. Берите глубже и вам отверзится.
Разве это великан?
(Ха-ха-ха!)
Это просто таракан!
(Ха-ха-ха!)
Таракан, таракан,
таракашечка,
Жидконогая
козявочка-букашечка.
Дети! Читая Кастанеду, помните о Чуковском. И вы получите вдвойне.
А потом подумалось: мы-то балованные, только где сейчас все эти спектакли, фильмы и передачи? Поднимите руки, кто вспомнит, в каком году видели в последний раз лицо Образцова и кукол его театра на первом, да и на втором, да и ещё на многих каналах? Почётные воры России (Украины, Белоруссии, Казахстана и т.д. — нужное подчеркнуть оптом и в розницу) и обслуживающие их шлюхи там появляются несколько чаще, чем кукольные спектакли. Да и не только кукольные. Так что по крохам надо собирать то, что осталось и что можно передать.
Дорогие зрители, читатели, родители и дети! Я не надеюсь, что вы обрушите посещениями сервера Рутубы: с пьяной училкой, танцующей перед учениками и коллегами стриптиз, конечно, Образцов с Чуковским не сравнятся по популярности, куда им до таких затрапезных таинств, но давайте хотя бы этому фильму не дадим утонуть среди терабайт отборного дерьма, которое заполняет интернет и видеохостинги в частности. Я думаю, этот фильм нужен вам и вашим детям. Потому что никто с детьми в их жизни так, как говорил Образцов, скорее всего, говорить не будет: не сюсюкая, не кривляясь и не подавляя высокомерием абсолютно более высокого по статусу полубога, которого из себя часто корчат взрослые.
Обратите внимание на культуру речи, культуру общения со зрителем. Он не вёл себя балаганным зазывалой или рекламным агентом, прощаясь, не говорил «Приходите ещё!», а кланялся во все стороны и говорил «До свидания». Делая это так, как будто находит взглядом и прощается со всей теплотой и сердечностью равного с каждым ребёнком отдельно, именно с ним.
Уже только из-за этого стоило бы посмотреть. Смотрите, учитесь сами и учите ваших детей.
Удачи и приятного просмотра!
P.S. Друзья написали такой отзыв о воздействии «волшебной силы искусства» на своих маленьких детей:
«Дочка посмотрела «Чукокаллу» уже раз шесть или семь от начала до конца. Требует ещё. Были в субботу у друга, его жена рассказывала: посадили смотреть сына, он сидел с открытым ртом, не отрываясь, всё время, а когда на сцену вышел Бармалей, то намочил стул».
Наша Чукоккала
По сказкам
Корнея Ивановича Чуковского
СПЕКТАКЛЬ ПРИГОТОВИЛ
народный артист СССР
Герой Социалистического Труда
С. В. ОБРАЗЦОВ
кукол нарисовал
художник
П. ШЕНХОФ
музыку сочинил
композитор
И. ШАХОВ
НАД ФИЛЬМОМ РАБОТАЛИ:
М. КАНЕВСКИЙ
В. ШТЕЙН
Ю. СХИРТЛАДЗЕ
В. ГОРДЕЕВА
Ц. РИСКИНД
Г. НИКОЛАЕВА
Р. ВОЛКОВА-ЛИЛОВА
А. ФЕОДОРИДИ
Г. ЧУПРИНА
Г. КОЖИНА
РАССКАЗЫВАЕТ
Сергей Владимирович
ОБРАЗЦОВ
РОЛИ ИСПОЛНЯЛИ:
МАЗИНГ И. Е.
СИНЕЛЬНИКОВА Е.Е.
УСПЕНСКАЯ Е.В.
ОБРАЗЦОВА Н.С.
КОЗУЛИН Ю. А.
СИРОТКИНА А. Б.
ТАРАСОВА О. Н.
АЛЕКСАХИН Н. П.
МИХИТАРОВ В. К.
КОСТЮКОВА А. Л.
ЖУКОВА В. Ф.
УГНИВЕНКО Л. П.
ЯРЦЕВ А. К.
ВИОЛИН Ф. В.
БУНИН Л. Б.
ДРОЗДОВА Т. Г.
Эта статья была опубликована на Редаре 25 октября 2008 г. и размещается в рамках моего мемориального мини-проекта.