Найти в Дзене
X5 Group

X5 Retail Group: в постоянном поиске инноваций

Оглавление

Источник: www.essentialretail.com

Вадим Капустин на открытии магазина-лаборатории Х5 в Москве. Фото: Х5
Вадим Капустин на открытии магазина-лаборатории Х5 в Москве. Фото: Х5

Ведущий российский продуктовый ритейлер применяет системный подход к поиску инновационных технологий для интеграции в свой бизнес, поскольку уверен, что будущее компаний будет определяться успешным внедрением множества ИТ-решений.

Вадим Капустин, директор по стратегии X5 Retail Group, убежден, что в течение ближайших 10 лет все компании станут технологичными. Те, кто не пройдут через эту трансформацию, не выживут.

Системная работа X5 Retail Group в области технологий и инноваций началась 18 месяцев назад компания сфокусировалась на пяти блоках: продукты и товары; бизнес-процессы; услуги, ориентированные на клиента; бизнес-модели; различные технологии, в том числе для производства.

Стартап инновации

Ритейлер исследовал большое количество стартапов, предлагающих инновационные решения, рассказывает Вадим. Работа велась совместно с Фондом развития интернет-инициатив, российским акселератором стартапов. У ФРИИ около 600 стартапов в экосистеме, и все они — потенциальные партнеры для внедрения пилотов. Молодые команды в дальнейшем получили доступ к различным венчурным фондам и компаниям, ведущим свою деятельность в Израиле.

Вадим Капустин выступает во ФРИИ.
Вадим Капустин выступает во ФРИИ.

В Х5 пришли к пониманию, что по-настоящему системный подход требует ресурсов. Это привело к созданию первого в истории компании акселератора для развития стартапов с фондом в 5 миллионов долларов, основная задача которого — инвестиции в пилотные проекты, отобранных экспертами компании из нескольких сотен стартапов.

В итоге, по словам Вадима, было реализовано 68 пилотов по таким направлениям как видеоаналитика, автоматизация, работа с большими данными, робототехника и блокчейн. Пилоты были внедрены во всех форматах X5 — «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» (общее количество магазинов торговых сетей X5 превышает 13 600).

«Представители той или иной торговой сети Х5 смотрят на предложения стартап-технологий, и в случае их заинтересованности мы оцениваем это предложение и принимаем быстрое решение, стоит ли в него инвестировать. Мы можем ускорить процесс и получить финансирование проекта за один день. После запуска пилота мы определяем его сложность и проводим оценку по ряду других критериев, чтобы принять решение о внедрении инновации в одном, десяти или ста магазинах», объясняет Вадим Капустин.

Видеоаналитика и «умные полки»

Видеоаналитика – одна из областей, где активно тестируются пилоты 15-ти стартапов:

«Сейчас мы исследуем технологии для отслеживания наличия товара на полках, для распознавания клиентов, а также для предотвращения образования больших очередей в магазине. У видеоаналитики может быть широкий спектр применения».

Камера распознаёт покупателя по полу и  возрасту, после чего предлагает на дисплее то, что может его заинтересовать. Фото: Х5
Камера распознаёт покупателя по полу и возрасту, после чего предлагает на дисплее то, что может его заинтересовать. Фото: Х5

Технологии позволят качественно улучшить уровень сервиса, что, безусловно, крайне важно для X5, поскольку, по мнению Капустина, в будущем это будет ключевым конкурентным преимуществом и сможет повысить стоимость компании. Именно поэтому в некоторых магазинах компании уже используются кассы самообслуживания.

«Выручай-касса» самообслуживания. Фото: Х5
«Выручай-касса» самообслуживания. Фото: Х5

Кроме того, тестируется технология самостоятельного совершения покупок в магазинах как с помощью специального сканера, так и с помощью персонального мобильного телефона с установленным на нем приложением. По словам Вадима, пилот будет масштабироваться в следующем году.

Мобильное приложение для покупок в магазине. Фото: Х5
Мобильное приложение для покупок в магазине. Фото: Х5

В компании также активно изучается технология «умных полок»: встроенные в полку светодиоды подают сигнал как только товар заканчивается, чтобы сотрудники могли оперативно пополнить запас продуктов.

«Умная полка» в помощь сотрудникам магазина. Фото: Х5
«Умная полка» в помощь сотрудникам магазина. Фото: Х5

Электронные ценники также очень внимательно изучаются экспертами X5. «За этим решением будущее, без сомнений», считает Капустин, поскольку система позволяет экономить за счет ухода от ручного процесса замены бумажных ценников, и, что важнее, это незаменимый инструмент для управления динамическим ценообразованием.

Электронные ценники. Фото: Х5
Электронные ценники. Фото: Х5

Главной проблемой остается стоимость самой системы электронных ценников. Розничные продавцы по всему миру ведут переговоры с производителями о снижении цены. Капустин считает, что снижение стоимости должно произойти до того, как технология будет масштабирована на большое количество магазинов — цена у некоторых китайских и корейских производителей должна упасть с нынешних 5-ти долларов до порядка 3-4-х.

Электронные ценники. Фото: Х5
Электронные ценники. Фото: Х5

Такой системный подход к инновациям не характерен для традиционных ритейлеров, но именно по такому пути последние несколько лет идет Walmart, где Вадим проработал почти 5 лет. Он участвовал в разработке цифровой стратегии американского ритейлера и в создании инновационных лабораторий.

Свой опыт Вадим Капустин успешно внедряет в X5 Retail Group. Он уверен, что со временем компания, помимо поиска инноваций вовне, начнет разрабатывать внутри собственные технологичные решения.

«Мы знали, что нам нужно начать с поиска внешних инновационных технологий, чтобы пилотировать и внедрять их в наших магазинах. Но как только мы набрали критическую массу таких решений, мы поняли, что можем разрабатывать их сами. В следующем году мы попробуем действовать по такой схеме».

Подготовила Глинн Дэйвис

Ещё по теме:

Всё об инновациях в X5 Retail Group за 3 минуты

Как выглядит магазин-лаборатория Х5. Фото

Как мы учили машину говорить с миллионами людей

___________

Обязательно подпишитесь на новости Х5 Retail Group на Facebook, и ещё у нас есть ВКонтакте, Instagram, Yandex Zen и Viber.