Казалось бы, права животных и женщин сегодня связывает только сообщество вегетарианок, веганок и добровольно отказавшихся от шуб. И самоуверенные самцы, называющие прекрасный пол не иначе как «телочка» / «цыпочка». Занавес.
На деле, общего набралось на целое движение — экофеминизм. Этот вид феминизма проводит параллель между угнетением представительниц прекрасного пола и животных. Благодать, по мнению активисток, наступит, когда природу и женщин перестанут эксплуатировать.
Принципы экофеминизма схожи с постулатами основного движения: отрицание доминирования мужчин, уважение к природным процессам, идеи о сотрудничестве, стремление к равноправию.
Официально термин появился лишь в 70-х годах прошлого века, но его следы отчетливо видны намного раньше.
В 6 веке до н.э. появились первые монотеистические религии ( подразумевающие господство единого мужчины-Бога), потеснив с Олимпа культы Богини-женщины и Матери-природы. Исчезновение женских божеств и образов из пантеона богов способствовало формированию женского образа, как слабого, неполноценного. Недочеловека. Я бы сказала, что здесь и зародился феминизм в принципе и экофеминизм в частности.
Следующая встреча феминизма и борьбы за природу произошла в 19 веке. Тогда эта встреча помогла женщинам поверить в себя и доказать обществу собственную ценность.
XIX век — время предрассудков и стереотипов. Считалось, что благотворительность — единственный способ реализации в социуме для благопристойной женщины, которая, безусловно, от природной скромности ( привет, стереотип!) пожелает остаться неизвестной.
Действительно, практически все имена благотворительниц канули в историю, зато они смогли помочь и сестрам, и братьям нашим меньшим.
Максимально активная из допустимого социальная жизнь, забота о природе, работа с финансами и общественные выступления помогли женщинам викторианской эпохи отрастить крылья за спиной. Они видели результаты собственной деятельности, они поверили в себя. Тогда природа помогала женщинам, а женщины — природе.
Вновь об экофеминизме и взаимосвязи природы и женщины заговорят только спустя столетие, в 1974 году в работе французской феминистки Франсуазы Дюбон в книге «Феминизм или смерть». Хотя норвежки настаивают, что сказали это слово еще раньше. С тех пор слово вошло в обиход, а представительницы движения активно борются за восстановление позиций женщин и природы.
Сегодня наиболее ярко экофеминизм проявляется в борьбе с индустрией моды в привычном ее виде. Модная индустрия занимает 2-е место по уровню загрязнения планеты, сразу после нефтехимической промышленности.
Перепроизводство, эксплуататорское отношение к природе (вы знали, что надпись «100% органический хлопок»- не масло масляное, а новая реальность. Для производства масс-маркет вещей из этого материала давно используются ГМО-семена и ядовитые поливки от насекомых), низкая оплата труда женщин «третьего мира» — малая часть того, что заботит экофеминисток.
Женщины, относящиеся к условно привилегированному слою общества, тоже без внимания не остались.
Подсчитано, что женщина практически не может накопить на собственную жилплощадь, потому что вынуждена тратить подавляющую часть дохода на поддержание красоты: косметолог, шоппинг (привет, экология!), косметика декоративная и уходовая (здравствуйте, тесты на животных!), парфюмерия, стилист, парикмахер, модный глянец. И все — ради привлечения мужчин и поддержания товарного вида в глазах общества.
Движение не может набрать необходимые обороты и победить мировую несправедливость из-за раскола внутри себя. Еще в 80-е годы экофеминистки поделились на радикальных и культурных.
Радикальные выступают против уравнивания природы и женщин в принципе, видя в этом корень всех проблем. Так как женщина отождествляется с иррациональной природой, она становится в зависимое положение относительно рационального и структурного мужчины, что дает последнему власть и право относится к человеку-женщине как к дешевой рабочей силе, созданной для удовлетворения мужских потребностей.
Культурный экофеминизм видит исключительную связь природы и женщины, апеллируя к естественным циклам: менструация, беременность, роды. Проводятся аналогии со способностью отдавать и заботиться. Аргументы о равноправии: мы (природа и женщины) заслуживаем более трепетного и уважительного к нам отношения в связи с характерными качествами! Особый интерес экофем проявляют к древним, языческим религиям.
Критике подвергается каждое из выделившихся течений: одни выступают против подчеркивания дуальности мира, другие считают, что традиционно-западные религии не мешают бороться за права женщин.
Споры ведутся и по сей день, а внутренний раскол продолжает плодить все новые течения и уточнения, объединяющиеся в громкое слово — экофеминизм.
Автор: Елизавета Клещёва
Источник: онлайн-журнал THE ZHENSHINY