Средневековым английским котикам, в целом, повезло больше, чем их сородичам на континенте: ко времени расцвета инквизиции Англия уже откололась от католической церкви, а англикане не доходили в борьбе с ведьмами до полного маразма. В континентальной Европе кошек, особенно черных, считали пособниками чернокнижников.
Инквизиторы нередко сжигали животных вместе с хозяевами, а обычные крестьяне могли просто убить чужую кошку, охотящуюся на их территории: мало ли, вдруг это оборотень? В восточной Европе встреча с черным котом считается плохим знаком. Англичанам и шотландцам, напротив, черные кошки приносят удачу, а женщинам – ещё и множество поклонников (наверное, всё же вера в пособников ведьм ещё сохранилась).
Отношение к кошкам в Средневековье было далеко от сегодняшнего: котикам не умилялись, а считали их полезными питомцами, разновидностью домашнего скота. Даже собаки и ловчие птицы пользовались большей любовью хозяев, чем коты. На миниатюрах, изображающих пиры и турниры, можно разглядеть соколов в нарядных колпачках, сидящих на руке или плече владельца. Даже дамы часто изображены с хищной птицей.
Собаки зачастую лежат у трона короля или разгуливают по залу. А где же в это время котики? Почему они не возлежат на коленях особ королевской крови, поглаживаемые рукой в золотых перстнях? Котики – на работе. Их обязанность – истреблять мышей.
Сохранившиеся законы валлийского короля Хоуэла Доброго описывают идеальную кошку как ту, что «видит, слышит, ловит мышей, сохранила все когти и выкармливает котят, не пожирая их». За убийство кошки полагался штраф натурой, то есть зерном. А убийцу кошки, охраняющей королевский амбар, могли и казнить.
Английский король Генрих I особо уважал кошек. Его закон наказывал убийцу кошки штрафом в 60 бушелей (примерно тонна) зерна. Но после смерти короля закон постепенно перестал применяться – возможно, кошек стало больше? Англичане решили, что кошки – прекрасный источник дешевого меха, наряду с лисами, барсуками и кроликами. Шкурки этих животных скупали бродячие скорняки, выделывали и перепродавали портным, шившим теплые перчатки, одеяла и даже шубы из кошачьего меха.
Ближе всего к современному взгляду на котиков подошли британские монахи: только кошек, а не иных животных, разрешалось держать монахиням в своих кельях. Сохранилась рукопись, на полях которой ирландский монах записал наблюдения за котом, охотящимся за мышью у стола переписчика. А изображения котиков встречаются даже в серьезных религиозных трактатах.
Ели вам интересна средневековая жизнь во всех подробностях – следите за этим каналом.