Найти тему
BACK IN USSR

Величие советского «Вия»

В Советском Союзе с зарубежным кинематографом было туго: правительство не желало, чтобы граждане попадали под влияние капиталистических идей, и подвергало все картины тщательной проверке и цензуре, поэтому зарубежные фильмы были, в основном, из стран соцблока и, конечно, Индии.

Это привело к скудному набору жанров в советском кино: романтические драмы, приключения, фильмы про Великую Отечественную Войну. Никакой особой школы ужасов, как в Америке или Италии (с их Дарио Ардженто и джалло), не зародилось; зритель не знал, что такое «хоррор», и тем больше было его удивление, когда в 1967 году вышел «Вий». В СССР его посмотрели около 33 миллионов людей.

Кадр из фильма. Отец-сотник склонился над телом своей дочери.
Кадр из фильма. Отец-сотник склонился над телом своей дочери.

Гнетущая атмосфера, великолепная игра Леонида Куравлева и Натальи Варлей, которой на момент съемок было всего лишь 18 лет, пробирали до мурашек без всякой «резни» и жестоких убийств в кадре. Пугались мертвой панночки и её кровавых слез, как она летала в гробу, как повсюду появлялась всякая нечисть, чтобы достать бедного бурсака-философа, и, конечно, самого Вия, способного преодолеть всякую защиту от нежити того, кто посмотрит ему в глаза.

Кадр из фильма. Мертвая панночка встает из гроба.
Кадр из фильма. Мертвая панночка встает из гроба.

В «ужасающей» массовке снимались настоящие карлики, гимнасты и несколько других цирковых артистов. Постановщики и гримёры провели одновременно замечательную и удивительную работу по созданию реалистичного образа нечисти, так как ничего подобно в советском кинематографе до них не делали, поэтому и необходимого опыта не было, хотя некоторые идеи, вероятно, брались из многочисленных экранизаций сказок (очень популярных в то время), а сам режиссер Александр Птушко снял несколько таких до «Вия».

Многие смотревшие кино впервые уже полностью знали сюжет и страшную концовку, ведь известную повесть Гоголя читали все – она же из школьной программы, но даже это не убавляло эффектности мрачного финала.

Кадр из фильма. Вий указывает нечисти на укрытие Хомы.
Кадр из фильма. Вий указывает нечисти на укрытие Хомы.

К концу 80-ых «Вий» перестал быть единственным отечественным «ужастиком»: появились «Господин оформитель», «Семья вурдалаков» и другие, но они не могли даже близко потягаться с фильмом Птушко.

А в 90-х, люди стали знакомиться с самыми разными видами и поджанрами фильмов ужасов – от «Кошмара на улице Вязов» и «Пятницы 13-го» до «Чужого» с «Психо». Тогда они ещё могли вызвать страх, но со временем стало заметно – они состарились технически так, что без улыбки смотреть их уже сложно. Вспомните сцену из «Чужого», где чудовище прыгает на персонажа в вентиляционной шахте. Теперь этот момент больше смешит, чем пугает. А наш «Вий» до сих пор нагоняет ужаса и атмосферы.

Спасибо за прочтение! Если статья понравилась, взгляните на похожие:

1. Самые страшные фильмы, снятые в СССР.

2. Окно в мир зарубежного кино: ВИДЕОСАЛОНЫ.

3. Самые красивые киноактрисы СССР. (Нарратив)