В Советском Союзе с зарубежным кинематографом было туго: правительство не желало, чтобы граждане попадали под влияние капиталистических идей, и подвергало все картины тщательной проверке и цензуре, поэтому зарубежные фильмы были, в основном, из стран соцблока и, конечно, Индии.
Это привело к скудному набору жанров в советском кино: романтические драмы, приключения, фильмы про Великую Отечественную Войну. Никакой особой школы ужасов, как в Америке или Италии (с их Дарио Ардженто и джалло), не зародилось; зритель не знал, что такое «хоррор», и тем больше было его удивление, когда в 1967 году вышел «Вий». В СССР его посмотрели около 33 миллионов людей.
Гнетущая атмосфера, великолепная игра Леонида Куравлева и Натальи Варлей, которой на момент съемок было всего лишь 18 лет, пробирали до мурашек без всякой «резни» и жестоких убийств в кадре. Пугались мертвой панночки и её кровавых слез, как она летала в гробу, как повсюду появлялась всякая нечисть, чтобы достать бедного бурсака-философа, и, конечно, самого Вия, способного преодолеть всякую защиту от нежити того, кто посмотрит ему в глаза.
В «ужасающей» массовке снимались настоящие карлики, гимнасты и несколько других цирковых артистов. Постановщики и гримёры провели одновременно замечательную и удивительную работу по созданию реалистичного образа нечисти, так как ничего подобно в советском кинематографе до них не делали, поэтому и необходимого опыта не было, хотя некоторые идеи, вероятно, брались из многочисленных экранизаций сказок (очень популярных в то время), а сам режиссер Александр Птушко снял несколько таких до «Вия».
Многие смотревшие кино впервые уже полностью знали сюжет и страшную концовку, ведь известную повесть Гоголя читали все – она же из школьной программы, но даже это не убавляло эффектности мрачного финала.
К концу 80-ых «Вий» перестал быть единственным отечественным «ужастиком»: появились «Господин оформитель», «Семья вурдалаков» и другие, но они не могли даже близко потягаться с фильмом Птушко.
А в 90-х, люди стали знакомиться с самыми разными видами и поджанрами фильмов ужасов – от «Кошмара на улице Вязов» и «Пятницы 13-го» до «Чужого» с «Психо». Тогда они ещё могли вызвать страх, но со временем стало заметно – они состарились технически так, что без улыбки смотреть их уже сложно. Вспомните сцену из «Чужого», где чудовище прыгает на персонажа в вентиляционной шахте. Теперь этот момент больше смешит, чем пугает. А наш «Вий» до сих пор нагоняет ужаса и атмосферы.
Спасибо за прочтение! Если статья понравилась, взгляните на похожие:
1. Самые страшные фильмы, снятые в СССР.
2. Окно в мир зарубежного кино: ВИДЕОСАЛОНЫ.
3. Самые красивые киноактрисы СССР. (Нарратив)