Если рассуждать без эмоций, рост цен на бензин в этом году был минимум на пятнадцать процентов. На дизельное топливо рост составил 17 процентов.
Рост цен – это объективная реальность, формируемая нефтяным лобби. Противостоять ему невозможно, нет критической массы сильных людей в федеральном центре, которые бы боролись насмерть за цены для населения. Простое администрирование не помогает. Заявления в СМИ тоже. Экономических рычагов нет, так как от деятельности нефтяников сущностно зависит наполнение федерального бюджета
У меня в 2004 году была своя маленькая транспортная компания: шесть пазиков, я занимался пассажирскими перевозками. Автобусы в день проезжали от 350-500 километров. Расход топлива составлял в среднем 35-40 литров на 100 км. Это сущностная часть затрат, которая не может не учитываться при определении стоимости проезда. Неверные расчеты не позволяют обновлять парк, нужно все время иметь запас прочности для будущей замены автобусов.
Поэтому повышение цены билета транспортниками обосновано, и за первыми перевозчиками, которые воспользовались своим правом устанавливать цену проезда, потянутся и остальные.
Просто запас прочности у разных частников совершенно разный. Кто-то может себе позволить терпеть (более 10 лет на рынке, имеют собственные базы и уже много раз обновляли подвижной состав), кто-то уже несет убытки (в плане, что не сможет вовремя обновлять автопарк).
Думаю, что дело не ограничится частниками – у муниципальных предприятий тоже не будет иного выхода. Они ездят на том же топливе. Поэтому им придется следовать тем же путем, чтобы сохранить конкурентоспособность по маржинальности по сравнению с частниками.
Хотя при грамотном руководстве муниципальными предприятиями можно было бы сделать неплохой ход, заморозив цены, тогда муниципальный транспорт получит конкурентное преимущество. То есть, повышение прибыли может быть достигнуто за счет повышения пассажирооборота.
А рост цен на топливо продолжится и в декабре, и в январе. Я слежу за прогнозами – ожидается, что топливо может подняться к пятидесяти рублям за литр и выше. И очевидно, что частник в убыток себе работать не будет.
Как остановить этот процесс? Для этого требуется пересмотр нефтяной политики на государственном уровне, изменение отношения к деятельности нефтяных компаний. И это вопрос исключительно федерального уровня.
Странные обоснования нефтяных компаний не укладываются в логику рыночной экономики. Кто мешает строить нефтеперерабатывающие заводы в стране? Почему они не снижают цены при снижении мировых цен на нефть? Что мешает снижать издержки? Честных ответов нет и не будет, пока государство не приструнит по-настоящему «нефтяную четверку» компаний.
Одним из очевидных решений могло бы быть введение квот (топливо по низкой цене) для автотранспортных компаний, осуществляющих социальные функции (пассажирские перевозки, сельхозпроизводители, логистические компании и т.п.).
Роман Амбарцумян