Те, кто собрался открыть онлайн-школу, питают лучшие надежды относительно будущего своего проекта. Большинству в первую очередь интересна финансовая сторона вопроса.
Давайте разбираться: всем ли стоит грезить миллионами или начать закатывать поехавшую губу.
Первое, что можно выделить в качестве фактора, влияющего на финансовый успех, – выбранная ниша. Наверняка про нишу Вы уже слышали, читали и, возможно, до конца не понимаете к чему столько внимания этому вопросу. Ведь не все могут выбирать нишу: если Вы эксперт, то зона Ваших компетенций имеет границы и, наверняка, экспресс-переквалификация не входит в Ваши планы. Тем не менее, уверяю, что эта статья будет Вам полезна.
За какое обучение люди готовы платить?
Есть сфера, в которой люди традиционно привыкли платить за обучение – это профессиональное обучение. Сюда отнесем темы получения профессии и курсы повышения квалификации. Логично, ведь профессиональные знания получают, чтоб использовать их потом для заработка. Поэтому окупаемость такого обучения не принято подвергать сомнениям. Кроме того, многим, чтоб сменить сферу деятельности требуется некое "разрешение" со стороны, которым может оказаться сертификат об окончании курса. Таков уж распространенный стереотип: "нельзя просто так стать кем захочешь". Поэтому, если Вы предлагаете освоить новую профессию, то шансы на коммерческий успех увеличиваются. Также и обучение для уже состоявшихся специалистов получает дополнительную востребованность за счет устойчивого стереотипа: "Хочешь быть на плаву – будь в курсе последних тенденций, значит, учись". В высококонкурентной среде, например, в бьюти-сфере, принято повышать свою конкурентоспособность за счет постоянного обучения. Поэтому позиционирование курса как профессионального обучения может оказаться очень выгодным.
Обучающие курсы для профессионалов, как правило, более востребованы и успешны, чем близкие по направлению курсы для широкой аудитории любителей
Например, курс "Профессиональный организатор пространства" позиционируется как обучение современной востребованной профессии, стоимость участия 30 тысяч рублей. Учат по сути как избавиться от беспорядка в доме. То есть автор курса мог разработать программу для рядовых хозяек, но стоимость и ценность обучения была бы несопоставимо ниже, а проект менее успешен.
Разделение ниш по Пагану
Но есть множество тем, не относящихся к сфере профессиональных знаний. Как оценить их потенциал? Американский инфобизнесмен Эбен Паган разделяет ниши на жесткие и мягкие. Если результат измерим и легко выражается в цифрах, то ниша жесткая, если уловить результат сложнее, то ниша мягкая. То есть если курс о заработке или о похудении, то можно подсчитать полученные деньги или сброшенные килограммы, соответственно, это ниши жесткие. Если курс о личностном росте или творчестве – ниши мягкие. Паган и многие его российские последователи утверждают, что в жесткой нише заработать легче, а в мягкой можно взять за счет массовости или превратить мягкую нишу в жесткую (например, курс о вязании трансформировать в курс о том, как заработать на вязании). Но, на мой взгляд, измеримость результата не показательный параметр.
Представим, что я покупаю курс у Тани Семечкиной о выращивании гладиолусов (пример вымышленный). Вообще-то я могу посчитать сколько гладиолусов мне удастся вырастить после обучения. Но это не обеспечит ажиотажный спрос на курс про гладиолусы. На что тогда ориентироваться? Мы выделили свои критерии.
Три признака перспективной ниши
Первое, о чем стоит задуматься. оценивая нишу, насколько выбранная тема способна находиться в постоянном фокусе внимания. Если я столкнусь с предложением по теме из-за которой мне и по ночам не спится, и днем неспокойно, то я с высокой вероятностью отдам за него свои деньги. Это объясняет успех курсов о налаживании семейных отношений, поиску второй половины и т.п.
Второй важный момент: желательно, чтоб помимо фокуса внимания присутствовала неуверенность потенциальных учеников в своих компетенциях. Иногда эта неуверенность изначально присутствует у клиентов. Тогда становится ясно, почему будущие мамы и молодые мамы такая благодарная аудитория. Если этой неуверенности нет, то Вы можете ее посеять. Опровергайте (если можете сделать это обоснованно) состоятельность общепринятых подходов, предлагайте новые методики и приводите доказательства их эффективности. Это поможет заработать авторитет и сформировать у клиентов желание получить от Вас знания, которых у них нет.
Можно выделить и третий ингредиент – эмоцию. У мамочек это чаще всего тревога, у потребителей эзотерических курсов – любопытство. Но в качестве основного условия достаточно первых двух компонентов (фокуса внимания и неуверенности), эмоция, как правило, прилагается бонусом. Однако, если Вы идентифицируете эту эмоцию, то сможете работать над ее усилением, чем разогреете аудиторию.
Когда приходится выкручиваться
А что делать если тема не связана с профессиональными знаниями и не способна утянуть на себя много внимания?
Во-первых, приходит на помощь главный инструмент успешных онлайн-школ контент-маркетинг. С его помощью Вы постепенно захватываете часть внимания пользователей и направляете его на тему проекта. Задача, чтоб контент регулярно актуализировал для аудитории вопросы, которые можно будет прояснить на обучении.
Во-вторых, важнейший ингредиент успеха образовательного проекта – личный бренд автора. Когда Вы становитесь признанным экспертом в своей теме, публично демонстрируете профессионализм, то у аудитории возникает желание поработать именно с Вами. В итоге это выражается в том, что многие предпочтут Вашу онлайн-школу даже очной индивидуальной работе с другим профессионалом.
Успех обучающего онлайн-проекта может целиком держаться на личном бренде автора
Такие примеры есть среди врачей, психологов, стилистов, коучей и не только. Да, чтобы заработать авторитет у многочисленной аудитории потребуется вложить свои ресурсы, время в первую очередь. Но это благодарный труд, без которого проекту сложно приобрести размах и масштаб.
Подведем итоги. Влияет ли ниша на успешность онлайн-школы? Однозначно, да. Хорошие перспективы у обучения в профессиональной сфере и тем, способных длительно находиться в фокусе внимания аудитории. Если ни то ни другое не относится к выбранной нише, то стоит озаботиться контент-маркетингом и прокачкой личного бренда. Вообще работать в этих направлениях стоит всем владельцам любой онлайн-школы. Но кому-то перспективная ниша на старте дает аванс в виде первых клиентов из горячей аудитории, а кому-то – нет. К слову, финансовый успех – субъективное понятие: кто-то порадуется, если онлайн-школа будет приносить 50 тысяч рублей в месяц, а в чьем-то восприятии это полный провал. Даже если Ваши запросы достаточно скромные, не пренебрегайте анализом Вашей ниши и сравнением разных тем внутри нее. Создание даже одного онлайн-курса дело не быстрое, а коней на переправе не меняют, поэтому ответственно отнеситесь к выбору направления своей онлайн-школы.
Но на этом работа по выбору ниши не заканчивается. Во втором приближении стоит проработать вопрос целесообразности узкой специализации. Специализация – способ повысить уникальность Вашего предложения. Специализация позволяет сформировать ожидание более высокого уровня удовлетворения потребности клиента. В одном из уроков нашего курса "Как создать онлайн-школу" мы разбираем примеры специализации внутри ниши в случае онлайн-школ и курсов и даем три практических способа определения специализации своего проекта.
Если выбор ниши определяет то, насколько образовательный проект будет массовым и насколько аудитория будет готова платить за обучение, то специализация решает другие задачи. Например, с её помощью можно повысить уникальность своего предложения и не просто отстроиться от конкурентов, а еще и превратить их в партнеров, потенциальных или реальных.
Посетить сайт ШколаШкол.Онлайн >>