Найти в Дзене
Оливер Стигандр

Рейтинг военных парусников на примере настольной игры в кораблики.

Рейтинг военных парусников на примере настольной игры в кораблики. Ленинград 1988 г. В научно-познавательном издании для младшего школьного возраста, выпущенной издательством «Детская литература», авторами Олегом Петровичем Орловым и Рюриком Борисовичем Поповым «Кораблики и солдатики», даются подробные инструкции по изготовлению двух настольных игр. А именно: Расчерченной по клеткам условной морской карты с рифами и островами; инструкции по изготовлению самих корабликов/солдатиков, и всего сопутствующего для этих игр материала. Подробно описаны правила игры в кораблики и солдатики. (Обе игры являются пошаговыми, но если «в солдатики» возможно играть сразу нескольким, то «в кораблики» изначально позиционировалась как игра для двух человек). Это две совершенно различные игры, которые никак не взаимосвязаны. Причём первая игра, - в кораблики, - более глубокая и продуманная! Её подача юному читателю, предстаёт серьёзной темой. И даже, в какой-то степени, с заявкой на историческую основу!

Рейтинг военных парусников на примере настольной игры в кораблики.

Ленинград 1988 г. В научно-познавательном издании для младшего школьного возраста, выпущенной издательством «Детская литература», авторами Олегом Петровичем Орловым и Рюриком Борисовичем Поповым «Кораблики и солдатики», даются подробные инструкции по изготовлению двух настольных игр. А именно: Расчерченной по клеткам условной морской карты с рифами и островами; инструкции по изготовлению самих корабликов/солдатиков, и всего сопутствующего для этих игр материала. Подробно описаны правила игры в кораблики и солдатики. (Обе игры являются пошаговыми, но если «в солдатики» возможно играть сразу нескольким, то «в кораблики» изначально позиционировалась как игра для двух человек).

(Изготовление корабликов из дерева и бумаги)
(Изготовление корабликов из дерева и бумаги)
(Изготовление солдатиков из олова)
(Изготовление солдатиков из олова)

Это две совершенно различные игры, которые никак не взаимосвязаны. Причём первая игра, - в кораблики, - более глубокая и продуманная! Её подача юному читателю, предстаёт серьёзной темой. И даже, в какой-то степени, с заявкой на историческую основу! С упоминанием реальных личностей, так или иначе, имеющих отношение к подобной игре, или даже, служивших на конкретных боевых кораблях.

В издании приведены, в основном, модели парусников, возникших и проявивших себя с начала XVI века, а также, несколько паровых кораблей, появившихся до начала XX века, и принимавших участие в боевых действиях на океанах, морях, и даже на речных баталиях. Однако, некоторые корабли, исторически ни только не воевали друг с другом, но и никак не могли пересекаться, так как использовались в разных эпохах. В игре же, они довольно органично соседствуют, выполняя поставленную боевую задачу.

Авторами выполнены рисунки по которым легко можно узнать модель конкретного корабля. А ещё, в издании даны упрощённые боевые характеристики кораблей.

-4

Исходя из технических и боевых характеристик реальных кораблей, и был составлен их рейтинг.

В общем, авторами проделана колоссальная работа. После углублённого изучения кораблей они выбрали определённые модели, посчитав их интересными, которые и включили в игру, определив их количество, а затем составили общий рейтинг.

Основной боевой характеристикой корабля в игре является его непотопляемость, дальность стрельбы из пушек, и количество выстрелов за один ход. (В игре действует система: "попал-пробил!" Такого определения, как "попал, но не пробил!" нет. Так же нет стрельбы книппелями по мачтам и парусам. Нет стрельбы бомбами, ракетами или картечью. Все выстрелы, если так удобно для понимания, производятся видимо только ядрами). По умолчанию, корабль, получающий повреждения, сохраняет свою подвижность, а значит сохраняет мачты, паруса, экипаж. Впрочем, ни экипаж, ни мачты с парусами в игре никак не фигурируют.

-5

Ходовыми характеристиками кораблей являются дальность хода при попутном ветре, от этого напрямую зависит вычисление дальности хода не по ветру, (не скорости, а именно дальности. Скорость в данной игре понятие не актуальное). Так, если корабль при попутном, например, южном ветре (который дует на север), может пройти на 5 клеток, то при движении на северо-восток, либо на северо-запад он сможет пройти уже на 4 клетки. Ведь ветер будет дуть для него немного сбоку. А при движении на запад или восток, уже только на 3 клетки, и так далее. При попутном ветре направление движения выбирает сам «капитан корабля», учитывая, на сколько он сможет продвинуться двигаясь не по ветру, и сам факт актуальности конкретного направления движения.

-6

Этот ветер (попутный, "свежий ветер") не является бурей, которая, в свою очередь, может снести корабль в определённую сторону, независимо от желания «капитана»

При полном безветрии (штиле) основные части кораблей с парусами, (каждая модель которых представлена несколькими единицами) не ходят. Ходить могут только те корабли, в распоряжении которых имеются вёсла (Бриг, Тендер, Галера) или паровые машины, (которые представлены в обще в одном лишь экземпляре для каждой стороны), (Пароход, Корвет, Монитор, Паровой фрегат, и Паровая Броненосная Батарея). А их движение при штиле заметно сокращено, от дальности их движения при «свежем ветре».

-7

Общепринятого (игрового) баланса в представленных кораблях как такового нет.

Здесь самый непотопляемый в боевом плане корабль не обязательно будет самым тихоходным, а самый ходовой корабль не обязательно будет самым легко потопляемым.

В игре есть сильные корабли, которые могут вступать в бой против нескольких более слабых кораблей противника. Такие сильные боевые единицы могут охранять фарватер. Своими орудиями поражать цели на дальних расстояниях и выдерживать (больше всех остальных кораблей) попаданий по своему корпусу. При удачном ветре они, под парусами, могут выдвинуться на нужную позицию, догнать или оторваться от неприятеля.

Но есть и, относительно, слабые корабли, как в боевом отношении, так и в ходовом. Однако, все представленные корабли всё-таки есть боевые, и не просто так были включены в эту игру. Некоторые особенности таких «слабых кораблей» работают плюсом. Обычно, это возможность с помощью вёсел или паровой машины совершать плавание в абсолютное безветрие, что может полностью изменить силы на игровой карте.

Тем не менее, ситуация подобно шахматной, когда остаются несколько слабых фигур против сильных, может быть рассмотрена, как «не имение смысла продолжать дальнейшую войну из-за слишком малого шанса на победу!» И, вполне логичным решением, будет признание своего поражения. Вот только в шахматах игру ведёт мозг гроссмейстера. Здесь всё может решить «вертушка» - некое подобие рулетки. Именно она может помочь как «с ветрами» и выстрелами одной стороне во время её хода; так, и не помочь другой стороне во время её ответного хода. Но полагаться на удачу-лотерею, играть ли до конца слабыми кораблями против эскадры, решать придётся самому.

-8

В рейтинге кораблей учитываются боевые и ходовые их показатели, а также, показатели их непотопляемости. Другими словами, разбиралась каждая модель корабля искусственно помещённая в эту упрощённую правилами игру, и вынужденная действовать по закону «вертушки».

К боевым характеристикам относится, в первую очередь, дальность стрельбы из пушек, в игре эти показатели измеряются в клетках и имеют значение в шесть, пять, три и одну клетку.

Самих моделей кораблей с дальнобойной артиллерией (в шесть клеток) не много. Всего две модели. Корабль, чьи пушки могут достать на шесть клеток представлен одной лишь моделью, в таком же количестве, как и самая маломощная модель (с дальностью выстрела на одну клетку). Все остальные корабли по дальности стрельбы из пушек, скорее являются середняками. Но здесь надо обратить внимание в каким количествах представлена каждая модель!

Имеющие артиллерию, достающую на шесть клеток представлены тремя единицами; «Пяти клеточные» - семью; «Трёх клеточные» – шестнадцатью единицами, а «одноклеточные» – двумя.

Как видно, всё же в численном превосходстве доминируют «трех клеточные», как может показаться, средние корабли по дальности стрельбы из пушек, или же правильнее сказать, слабые корабли в боевом плане. Потому что разрыв в три клетки от лидера (лидер имеет дальность в 6 клеток), является достаточно внушительным.

«Одноклеточные» корабли весьма сомнительная боевая единица, ведь чтобы выстрелить и попасть (или не попасть) такому кораблю нужно подойти на одну клетку, а чтобы подойти, нужно чтобы выпали соответствующие ветра на вертушке. За это время такой корабль может быть неоднократно расстрелян и даже потоплен. (Абордажа здесь нет, но от этого не становиться менее страшно слабому кораблю сближаться с более мощным кораблём противника).

-9

Итак, первое место занимает линейный трёхпалубный (сто пушечный) корабль. Как говорили про такой корабль «плавучая крепость». Это довольно крупный мачтовый корабль, имеющий сто пушек в своём распоряжении, (сам калибр орудий в игре не учитывался).

Настоящий Линейный корабль всегда делался из прочных сортов древесины, дуба, тика или красного дерева. И имел средний срок службы 18-20 лет.

Исторически Линейные корабли были основой королевских и имперских флотов, имели ранги от 4-го до 1-го, где 1-й ранг самый высокий. (5-й и 6-й ранг мог иметь корабль Фрегат. Все остальные боевые парусные суда рангов не имели).

("Смотр Черноморского флота в 1849 году" (Айвазовский, 1886))
("Смотр Черноморского флота в 1849 году" (Айвазовский, 1886))

Историческая справка (информация взята из свободного доступа в интернете):

«Ранг парусного корабля – это есть класс парусного военного корабля, определяемый, в зависимости от страны и эпохи, на основании его размеров, его водоизмещения, длины и ширины, или его совокупной боевой мощи или же численности команды. Ранг в его классическом виде определял, как боеспособность корабля, так и требования к его снабжению и комплектованию.

Система рангов парусного флота существовала столько же, сколько классическая гладкоствольная пушка, которая была основным оружием на море.

Регламентировались также калибры (в фунтах, по весу ядра), и классы кораблей, входящие в ранг. Позднее ранг стал стремиться к единой классификации. Ниже определённого числа пушек ранг не присваивался

(Виктория  - флагманский корабль английского флота)
(Виктория - флагманский корабль английского флота)

Система подвергалась изменениям в 1714, 1721, 1760, 1782, 1801 и 1817 гг. За исключением последнего, пересмотры были в основном в сторону увеличения числа пушек в рейтингах и рангах. Так, корабли 1 ранга в середине XVIII в были 99-100 пушечные, к 1801 г 100-120 пушечные.

Секретарь Британского Адмиралтейства Сэмюэл Пипс, предложил систему, которая, с некоторыми дополнениями, продержалась в Британском флоте до 1817 г. По ней, место корабля в классификации определялось числом пушек, соответственно и численность команды, которая напрямую зависела от числа артиллерийских расчетов.

При этом учитывались только гладкоствольные, длинноствольные пушки, и только установленные на каретки. Мортиры, единороги, фальконеты, позднее карронады и другие разновидности относились к дополнительным орудиям и не влияли на рейтинг. Исключения делались для кораблей, вообще не имеющих длинноствольных пушек.

("Корабль "Двенадцать апостолов". (Айвазовский, 1897))
("Корабль "Двенадцать апостолов". (Айвазовский, 1897))

Данный (игровой) Линейный корабль, судя по количеству пушек имеет 1-й ранг.

Типичный корабль 1 ранга был, 90-100 пушечным, (где 100 пушек это было уже много), имел водоизмещение 1900-2000 тонн и 500-550 человек команды, а также, не менее трёх палуб (трёхдечный корабль). Официально система рангов была закреплена в 1677 году.

Рассматривая дальнейшие характеристики корабля в игре, можно увидеть, что Линейный трёхпалубный сто пушечный, может выполнить за один ход три выстрела, соответственно нанести три пробоины. Попал или нет решает вертушка.

Орудийные выстрелы можно распределять по разным кораблям противника, находящихся в зоне обстрела. Или сосредоточить на одном. Так же можно палить залпом. При стрельбе залпом вертушка вращается один раз, и в случае попадания засчитываются все три попадания/пробоины. Залп даётся только по одному неприятельскому кораблю. Залп (в свой ход) могут давать несколько кораблей, вышедших на свою пушечную дистанцию. Главное, до вращения вертушки объявить своё решение о стрельбе залпом, и указать по какому кораблю он будет произведён.

(Особая рекомендация сделать на вертушке 4х4 сектора "попал/не попал, вместо 2х6 секторов "попал-не попал" Иначе игра превращается в уж очень затяжное действо, так как большее число выстрелов приходится в сектор "мимо").

(Схема изготовления вертушки)
(Схема изготовления вертушки)
Вертушка (вид сверху), и схема направления стрельбы корабля). Направлений движения восемь, а ветер (погода) показана цветом: "Свежий ветер", допускающий маневрирование - синим; "Штиль" - белым; "Буря" (здесь есть приговор для корабля) - красным. Сектор для стрельб: положения "попал" - выделен зелёным.
Вертушка (вид сверху), и схема направления стрельбы корабля). Направлений движения восемь, а ветер (погода) показана цветом: "Свежий ветер", допускающий маневрирование - синим; "Штиль" - белым; "Буря" (здесь есть приговор для корабля) - красным. Сектор для стрельб: положения "попал" - выделен зелёным.
-15

Тонет Линейный трёхпалубный сто пушечный при семи пробоинах. Здесь это самый живучий тип корабля. Никакой другой корабль не может выдержать столько пробоин!

По ходовым качествам Линейный сто пушечный оправдывает своё название плавучей крепости. Если выпадает «свежий ветер», то проблем нет, - лимит в 5 клеток дальности хода у него есть. В штиль, он недвижим, а значит, что в эту погоду, вполне может быть уязвим, не сможет уйти из под вражеского обстрела или догнать неприятеля. «Буря» его снесёт на 3 клетки. А это может быть опасно, если на пути появится риф. Риф, это одна, или часть клеток на карте, закрашенных красным. Попадание на них корабля означает полное его уничтожение.

-16

Располагать рифы можно в любых местах на карте. Главное правило, их должно быть совсем немного, и они должны быть рассредоточены.

Следом за Линейным сто пушечным, рейтингом ниже, но внешне, немного крупнее – Линейный шестидесяти пушечный.

О нём и о других корабликах этой замечательной игры будет рассказано в следующей статье.