Найти тему
Роккульт

Самая рок-н-ролльная модель 60-х: о жизни и музыке Нико

Нико была человеком многих талантов – пела с The Velvet Underground, снималась у Феллини, сотрудничала с Энди Уорхолом, работала моделью и сама сочиняла музыку. Поговорим о десяти песнях, которые пронизаны историей ее необыкновенной жизни.

1. I’m Not Sayin’

Нико начала петь ещё в первой половине 60-х годов: она выступала в нью-йоркском ночном клубе Blue Angel с классическими хитами, а ещё её голос можно услышать в композиции Strip-Tease, которую сочинил французский певец Серж Генсбур для одноименного фильма 1963 года. Однако официальную дискографию Нико открывает сингл 1965 года I’m Not Sayin’ — песня, изначально написанная Гордоном Лайтфутом и исполненная им в том же году. Свою собственную версию модель и актриса записала в тот период, когда она обзавелась первыми знакомствами из мира музыки. Продюсером дебютного сингла Нико стал Брайан Джонс из The Rolling Stones, а на гитаре подыграл пока ещё малоизвестный музыкант Джимми Пейдж.

2. I’ll Be Your Mirror

Песня I’m Not Sayin’ осталась, вообще говоря, незамеченной, но зато участие Нико в творчестве The Velvet Underground заметили все. Это сотрудничество — пожалуй, одно из самых удачных в истории рок-музыки — свершилось благодаря Энди Уорхолу, который восхищался Нико и снимал её в своих фильмах. Правда, участникам The Velvet Underground идея их менеджера не очень нравилась, поскольку их отношения с его ставленницей, если особо не вдаваться в подробности, вполне можно было охарактеризовать юридическим термином «не сошлись характерами». Впрочем, это никак не помешало тому факту, что песню I’ll Be Your Mirror, на которой спела именно Нико (двумя другими стали All Tomorrow’s Parties и Femme Fatale, не считая бэк-вокала в Sunday Morning), Лу Рид называл своей любимой из альбома The Velvet Underground & Nico (1967).

3. I’ll Keep It With Mine

Свой следующий альбом White Light/White Heat (1968) The Velvet Underground записывали уже без Нико, однако участники группы Лу Рид, Стерлинг Моррисон и Джон Кейл помогли своей коллеге по цеху при работе над её дебютным альбомом Chelsea Girl (1967). Стоит отметить, что на нём не было ни одной песни, сочинённой непосредственно Нико (если не считать композиции It Was a Pleasure Then, среди авторов которой значатся Рид, Кейл и Пэффген, то есть Нико). Однако нашлось место для песни Боба Дилана — ещё одного друга теперь уже зарекомендовавшей себя певицы — I’ll Keep It With Mine. Что касается её авторской версии, то дошла она до публики намного позже, а именно в 1991 году.

4. Chelsea Girls (Rock Version from Chelsea Hotel)

Впоследствии Нико была очень недовольна своей дебютной работой. Ей не понравилось то направление, которое выбрал продюсер пластинки Джон Кейл: в Chelsea Girl часто звучали скрипки и флейты, но было мало гитар. Впрочем, существуют в природе и другие версии песен с того самого альбома — например, Chelsea Girls, спетая Нико в сопровождении электрической гитары в отеле «Челси» в начале 80-х годов. Жаль только, что эта случайная рок-история не получила продолжения.

5. Evening of Light (The Frozen Borderline Version)

Но вернёмся снова в конец 60-х, когда у Нико вышел второй студийный альбом The Marble Index (1969). Спродюсировал его, как ни странно, снова Джон Кейл, но на этот раз Нико предстала совсем другой: это была не блондинка-chanteuse с ангельской внешностью, а суровая рыжая женщина, овладевшая игрой на фисгармонии и исполнявшая с помощью этого экзотического музыкального инструмента песни собственного сочинения. На момент выхода The Marble Index постиг коммерческий провал, однако через многие годы эта пластинка стала классикой, а именно одним из ориентиров для нарождавшейся когорты тех исполнителей и групп, чей жанр впоследствии окрестили словом «готика». Кстати, не обошлось и без видео: на песню Evening of Light был снят вполне себе готичный клип, в котором поучаствовал Игги Поп. Внимание, 1969 год — Black Sabbath только-только собрались, а «гóтов» вообще в помине не было.

6. Janitor of Lunacy

Сказать, что резкие перемены как в музыке, так и во внешности Нико шокировали многих, — это всё равно что ничего не сказать. Однако певица всё дальше отходила от мэйнстрима, и следующим шагом к этому стало сотрудничество с французским режиссёром Филиппом Гаррелем, который снял её в целом ряде своих фильмов. В один из них — кинокартину La cicatrice intérieure (в переводе с французского — «Внутренняя рана») — вошли песни из альбома Нико Desertshore (1970).

7. You Forget to Answer

Нико, пожалуй, очень везло со знакомствами. Чего стоят имена личностей из мира музыки: Лу Рид, Джон Кейл, Боб Дилан, Брайан Джонс (памяти которого певица посвятила вышеупомянутую песню Janitor of Lunacy)… Особое влияние на Нико оказал Джим Моррисон — именно он в своё время убедил её в том, что ей пора начать писать свои собственные песни. И не прогадал — правда, альбом Нико The End… (1974) ему услышать уже не довелось. А там было, как минимум, две отсылки к Моррисону: кавер на произведение The Doors The End (1967) и песня You Forget to Answer, которую Нико написала под впечатлением от того, как она однажды не сумела дозвониться до Джима и только потом узнала, что его больше нет.

8. Sãeta

Со следующим альбомом Нико Drama of Exile получилась невероятная история, которая достойна, наверное, целого фильма. Дело вовсе не в том, что это единственная пластинка в дискографии певицы, которую спродюсировал не Джон Кейл. Нико не первая, кто резко сворачивал с проторённой дорожки (а в данном случае на месте Кейла оказался регги-музыкант корсиканского происхождения Филипп Куиличини). Смена лейбла, равно как и конфликты с ним, — тоже далеко не редкость в мире музыки. Но чтобы альбом выходил дважды… А случилось так из-за того, что плёнки с его первоначальным вариантом были украдены — впрочем, у всех тех, кого так или иначе коснулось это происшествие, были разные версии относительно того, что же произошло на самом деле. В сухом остатке имеем две версии Drama of Exile: одна вышла в 1981 году, другая — два года спустя, причём со слегка изменёнными аранжировками и несколько другим списком песен, а между ними — судебные разбирательства и запись сингла Vegas/Sãeta.

9. Procession (with The Invisible Girls)

Нико ещё при жизни успела завоевать уважение тех, кто вскоре пришёл на смену музыкантам, условно говоря, её поколения: певицу обожали Джон Лайдон (Sex Pistols), Дэйв Вэниан (The Damned), Патти Смит и Питер Мёрфи (Bauhaus), а Siouxsie and the Banshees пригласили её выступить на разогреве во время одного из их туров. Не обошлось и без совместных песен — например, с пост-панк-командой The Invisible Girls, у которой с Нико вышел сингл Procession/All Tomorrow’s Parties, продюсером которого значится Мартин Хэннет — человек, за чьими плечами работа над такими пластинками, как Unknown Pleasures (1979) и Closer (1980) Joy Division, Movement (1981) New Order и Bummed (1988) Happy Mondays.

10. My Heart is Empty

Последний студийный альбом Нико Camera Obscura, увидевший свет в 1985 году, как раз имеет в себе черты новой волны и пост-панка. Кто знает, с кем могла бы ещё поработать певица (а последним, с кем она успела посотрудничать, стал бывший участник Soft Cell Марк Алмонд, с которым Нико записала дуэт Your Kisses Burn), в каких жанрах себя проявить, если бы не внезапная смерть, которая случилась 18 июля 1988 года. Но одно ясно точно: Нико — одна из тех, кто не завоёвывает хит-парады время от времени, кто особо не мелькает даже на радиоволнах, не говоря уже о телевидении, но чей вклад в музыку помнят и будут помнить.