Найти тему

О чём молчит своенравная Мста

В этом году быстрые воды Мсты умудрился сковать даже незначительный морозец. Река стала и погрузилась в воспоминания.

Возможно, она погружается во времена, когда была самой интенсивной транспортной артерией Российской империи.

- До 1852 года Мста, по сути, выполняла функции, которые сегодня выполняют нынешние автомобильная и железная дороги Москва - Санкт-Петербург, по которой и шёл основой грузопоток. Только представьте - за одну навигацию здесь проходило 6-7 тысяч барок! Интенсивность движения была колоссальная, - рассказывает Валерий Артемьев.  

По мнению известного боровичского краеведа, в те достославные годы барки прекращали своё движение даже чуть ранее. Но, вероятно, владельцы грузов всё же рисковали, и лоцманы проводили барку через пороги. А вот далее барки попадали в непростую историю.

- Неожиданно менялась погода на мороз, и ледяные закрайки быстро нарастали у берегов. Проход быстро сужался и помощи ждать было неоткуда. Барка вмерзала. Застревала и давала течь, спёртая льдами. Далее, только гибель, - предполагает Артемьев. - Не случайно история о двух затонувших барках недалеко от Боровичей до сих пор живёт в головах жителей прибрежных деревень. Люди с этим родились и прожили жизнь. Так и не осознавая, что произошло вблизи их деревни. А была трагедия человеческая. Даже если никто и не погиб, то груз и надежды на доход попросту утонули. И судьба экипажа, судьба хозяина груза нам неизвестны.

Возможно, на дне Мсты лежат и другие барки. За 250 лет интенсивной навигации их тут было очень много. Архивы той поры не разобраны. Потери не изучены, а значит, нас ещё ждут открытия исторического масштаба.