Найти тему
Киров Пресс

Городские власти 11 лет спустя вспомнили про малые реки, чтобы спокойно забыть про них ещё на 11 лет

«В Кирове началась реализация решений урбанистического форума. Без малого сто горожан вышли на ноябрьский субботник по благоустройству береговой зоны реки Люльченки в районе пруда у дома №37 по улице Солнечной, организованный руководителем общественной группы «Ленточный парк» Константином Кропаневым. Активисты вырубили густую береговую поросль, скосили сухую траву, убрали битое стекло, доверху наполнив мусорный контейнер объёмом в восемь кубов. Как отметил глава горадминистрации Илья Шульгин, субботник на Люльченке стал первым действенным шагом по реализации концепции благоустройства водных зон Кирова. Мероприятия в этом направлении будут продолжены».

-2

Какие, казалось бы, могут быть вопросы к столь прекрасной новости?

Конечно же, никаких. Не очень, правда, понятно, причём здесь Илья Шульгин, который среди участников мероприятия замечен не был, а ранее и вовсе назвал обустройство малых рек «дорогостоящей идеей, которая не находится в списке приоритетов большинства горожан». Ещё менее понятно, почему Илья Вячеславович считает эту акцию «первым действенным шагом», меж тем как на очистку берегов Люльченки кировские экологи выходят каждый год не по разу в сезон – и в рамках общефедеральной акции «Вода России», и вне её рамок. Да и решения урбанистического форума, если начистоту, к этой новости притянуты за уши – хотя бы потому, что на дату проведения субботника их попросту не было. В отличие от самой темы малых рек, решения по которой городскими властями принимались уже не раз.

Так, одиннадцать лет назад Кировская городская дума утвердила Генеральный план развития областного центра на ближайшие двадцать лет, где одним из основных пунктов аккурат значилось комплексное обустройство пойм Люльченки, Хлыновки, Сандаловки и Чернушки с привлечением средств федерального бюджета в рамках программы по расчистке малых рек. При этом речь в документе шла не просто об очистке русел от загрязнений и ила, но и об укреплении берегов, в том числе бетонными плитами и габионными решётками, о возведении декоративных мостиков, о создании пешеходных, велосипедных дорожек и обустройстве зон отдыха с беседками и скамьями. Другое дело, что утверждение нового генплана вовсе не помешало горадминистрации под шумок продолжить – и даже заметно активизировать – продажу и сдачу в долгосрочную аренду земельных участков близ малых рек под строительство складов, гаражей, жилых домов и торговых центров, то есть, попросту говоря, делать всё, чтобы появление в этих местах каких-либо общественно полезных пространств стало в принципе невозможным.

Понять логику городских властей несложно: и Люльченка, и Хлыновка к тому времени окончательно превратились в зловонные сточные канавы, что не прошло мимо внимания надзорных ведомств, которые повадились в очередь выписывать муниципалитету штрафы да предписания об устранении нарушений норм Водного кодекса, природоохранного законодательства и санитарно-гигиенических требований. Включение обустройства малых рек в Генеральный план позволило городу формально отписаться от назойливых контролёров: дескать, ваши замечания учтены, утверждён план первоочередных мероприятий, созданы постоянно действующие рабочие группы и коллегиальные советы, которые уже приступили к формированию концепции и актуализации перечня конкретных задач.

-3

Более того: рабочие группы были и впрямь созданы, ибо лучшего способа заволокитить проблему, нежели создать для её решения рабочую группу, в России доселе не изобретено. Однако и депутаты, и чиновники горадминистрации при этом прекрасно понимали, с какой целью пункт о реках был включён в генплан, а потому тут же с лёгким сердцем его похерили. Тем более что действовать вперекор публично заявленным намерениям для них было далеко не впервой.

Ни для кого ж не секрет, что историй у нашего города всегда две.

Одна – публичная – разворачивается у нас на глазах и когда-нибудь украсит страницы школьных учебников. Вторая – реальная – творится за пределами нашего окоёма, в тиши кабинетов да за оградами загородных вилл и навсегда останется тайной. Вот и получается, что мы обсуждаем концепции, программы, стратегии развития города, вслушиваемся в декларации его руководителей, ловим в соцсетях обнадёживающие новости под тэгом #кировменяется – а наш Киров, тем временем, меняется совсем под другим тэгом, который я так бы и назвал: #temvremenem. Причём меняется, увы, в сторону диаметрально противоположную задекларированной. И примеров тому только за последние годы – великая тьма.

Навскидку: тот же губернатор Никита – как, казалось бы, искренне и горячо поддерживал он инициативы общественных активистов по созданию и развитию в областном центре зелёных зон – и сам же #temvremenem щедро отрезал своим корешам изрядный кусок парка у Дворца пионеров – мемориала под строительство коммерческого объекта. А незабвенный наш сити-менеджер Александр Перескоков? Не он ли клятвенно заверял кировчан в отказе от многоэтажной застройки исторической части города? И не его ли администрация #temvremenem выдавала скандальные разрешения на повышение этажности, в том числе – дома на Казанской, 24? Или – вот: нынешний сити-менеджер Илья Шульгин. Никто громче его не ратовал за отказ от использования пескосоляной смеси на улицах зимнего города – но сколько её #temvremenem уже вывалено под ноги кировчан, при том что зима ещё толком даже не началась?

Но вернёмся к нашему генплану. Трюк удался – и тема Люльченки, Хлыновки, Сандаловки и Чернушки на долгие годы покинула не только умы сотрудников надзорных ведомств, но и информационное поле в целом. Да: разработка документа обошлась бюджету не в один миллион рублей – но, согласитесь, это не самая высокая плата за спокойную жизнь. Порой, конечно же, кто-то из волонтёров-экологов таки ставил перед руководством города вопрос ребром: мол, как идут дела с обустройством малых рек, Владимир Васильевич? На что Владимир Васильевич без тени сомнения отвечал:

«Дела идут по плану. Разработаны концепции обустройства пойм Люльченки и Хлыновки с созданием мест отдыха горожан и размещением велосипедных трасс». После чего – для интриги – загадочно добавлял: «Кроме того, планируется, что западный район города будет связан с Нововятском велосипедными дорожками».

Шёл 2014 год...

Не сумел, по большому счёту, нарушить заговор молчания и уже упомянутый общественный активист Константин Кропанев, усилиями которого тема малых рек – уже в 2016 году – стала предметом обсуждения в рамках регионального Гражданского форума. Секция «Взаимодействие власти и общества в решении экологических проблем», где должен был рассматриваться «речной» вопрос, прошла в мелочных склоках областных и городских чиновников, инициативы же гражданских активистов были попросту проигнорированы: высокопоставленные гости нарочито громко разговаривали между собой, заглушая слова выступающих. И вот тебе на: не прошло и двух лет, а те же чиновники уже сами вдруг ухватились за злополучную тему, да так, что готовы не только урбанистический форум, а целый межрегиональный фестиваль проплатить, лишь бы она звучала.

И тут, думаю, самое время задуматься вот над чем. На урбанистическом форуме обсуждалось множество проблем – и подавляющее большинство из них были не просто актуальны, но и, говоря словами нашего сити-менеджера, «значились в списке приоритетов у большинства кировчан». И первой в ряду этих «приоритетов» стоило бы, на мой взгляд, выделить проблему развития транспортной системы нашего города в целом и его общественного транспорта в частности. Благо, спикеров к её обсуждению организаторам форума удалось привлечь действительно авторитетных, которые смогли предложить не просто идеи, но уже проверенные на практике решения по оптимизации транспортного обслуживания населения – будь то обустройство выделенных полос для общественного транспорта, создание единого транспортного оператора, организация сети платных парковок или определение особого скоростного режима для каждой городской улицы.

Немало успешных кейсов было презентовано и в ходе обсуждения таких вопросов как проектирование безопасных дорог, развитие городской агломерации, разработка единого дизайн-кода, взаимодействие городских властей с предпринимательским сообществом. Однако почти всё перечисленное, судя по сообщениям пресс-службы города, либо осталось за рамками проекта итоговой резолюции форума, либо было спущено на уровень тех самых «постоянно действующих рабочих групп и коллегиальных советов» – то есть, попросту говоря, задвинуто под сукно. Что, к слову, косвенно подтверждается словами самого сити-менеджера, который предписал вновь создаваемым группам «незамедлительно приступить» к работе «над решением конкретных задач развития городской инфраструктуры» и вести её (цитирую) «вплоть до следующего форума, который, как ожидается, станет ещё более многочисленным». До форума, Карл. Про сроки внедрения передовых практик в систему городского транспорта или, там, в развитие улично-дорожной сети Илья Шульгин #temvremenem даже не заикается.

В итоге из всех идей, озвученных в ходе форума, реально горадминистрация продвигает только одну – обустройство малых городских рек. То бишь ту самую, которая «дорогостоящая и не находится в списке приоритетов большинства горожан». И фактически с теми же дежурными формулировками, что и одиннадцать лет назад: как по части локальных скверов с мостиками, скамейками и велодорожками – так и по части вхождения в федеральную программу и вовлечения инвесторов. Понять логику городских властей несложно: ни Люльченка, ни Хлыновка за минувшие годы лучше не стали, и это, разумеется, не прошло мимо внимания надзорных ведомств, всегда готовых выписать муниципалитету штраф и направить предписание об устранении нарушений норм Водного кодекса, природоохранного законодательства и санитарно-гигиенических норм. Но стоит лишь расчистить силами горожан пару прибрежных площадок да замутить какой-нибудь громкий фестиваль – и, глядишь, от назойливых контролёров снова получится отписаться: дескать, ваши замечания учтены, утверждён план первоочередных мероприятий, созданы постоянно действующие рабочие группы и коллегиальные советы, которые уже приступили к формированию концепции и актуализации перечня конкретных задач.

В какую сумму обошёлся городскому бюджету урбанистический форум, сказать сложно. Но какой бы она ни была, согласитесь – это не самая высокая плата за спокойную жизнь.