А ведь ухватила за живое тема вмятин и царапин от соседних машин на парковках! У многих автомобилистов нашлось что сказать, иногда даже не очень приличное, с открытым раздражением.
Вот, к примеру, у кого-то есть зуб на "понаехавших", в опалу попали владельцы "дустеров" и женщины с фигурой "яблоко":
"Главное - от кроссоверов и всяких "дустеров" подальше держаться на парковках, именно из них, чтобы нормально "выпрыгнуть", особенно с заднего ряда, и шмотки не запачкать, нужно двери, как калитку в деревне, настежь распахивать. А если любите в "гиперах" тариться возле кольцевой, то лучше машину подальше ставить, туда, где пусто. Не в обиду ребятам с периферии, где привыкли выходить из машины в частном дворе, распахивая двери, как калитку, и их привычка никуда не уходит, даже если они стали впритирку на парковке. Ну и женщины с фигурами "яблоко" из тех же краев также мало обращают внимание на то, что рядом кто-то стоит. Будь то "жигули" или "Бентли", "чирка" на дверях от "бэ-третьего пассатика" гарантирована".
Кто-то полагает, что повреждения чужих машин есть следствие бардака в головах:
"Дверями бьют машины неряшливые, небрежные свиньи. У которых и в головах, и дома бардак. На нынешней машине ни одной вмятины (в отличие от всех предыдущих): неряхи, скорее всего, лупят свои корыта об установленные у меня подножки на порогах. Лупитесь на здоровье".
При этом далеко не все автомобилисты склонны к агрессии. Вот история о том, как проблему воспитанные люди могут решить даже без привлечения правоохранительных органов:
"Был случай во дворе - вмятина от соседней машины. Дети, выходя из авто, сильно открыли дверь и ударили мне в дверь. Их мама оставили телефон, вопрос решили мирно. Вытянули мне вмятину, полирнули, а владелица, повредившая мне авто, оплатила мини-ремонт, цена вопроса - 10 рублей. Все мирно, только что немного затратил времени подъехать и вытянуть вмятину".
А еще было немало отзывов с отсылками к европейским традициям парковаться "бампер в бампер" и уверенностью, что автомобиль - это всего лишь средство передвижения:
"Рискую быть оплеванным за такое мнение, ну да ладно. Считаю, что у нас гипертрофированный культ автомобиля, переоценено отношение к мелким повреждениям. Как у нас некоторые люди трясутся над царапинками на бамперах - это где-то посередине между отвратительно и смешно…"
Однако мы заранее спланировали полномасштабное изучение проблемы вмятин, и вопрос "Что делать, если на парковке при открытии двери повреждается стоящая рядом машина?" был лишь первым. Большинство комментаторов и участников опроса, отвечая на него, подсознательно занимали позицию пострадавшего. От этого - негодование, доходящее порой до оскорблений.
Но как поступил бы каждый из нас, ненароком "сделав больно" соседней машине? Как делал бы непростой моральный выбор, зная, что у пострадавшего практически нет шансов возместить вред, если только виновный сам не признается? Как правильно отмечали читатели, этот случай не является ДТП, на него не распространяется действие обычной "автогражданки". И как мы писали прежде, доказательную базу крайне сложно собрать.
Но ведь было же такое, а? Было у многих. Вот, например, участники беседы в соцсетях на нашей страничке писали:
"До сих пор стыдно за случай лет пять назад… Зацепил задним бампером бампер и чуть заднее крыло другого авто. Съехал, оправдываясь тем, что… Да ничем не оправдываясь, просто съехал… Возвращался потом несколько раз, но, видимо, посещение им было таким же временным, как и у меня. Не нашел. А "номер" не запоминал… Я же съехал… Двери же всегда стараюсь открывать аккуратно. Если тесно, всегда держу ладонь на месте предполагаемого касания".
"Я повредила. То есть не я, ветер резко распахнул. Как-то совестно было уезжать, дождалась хозяев. Цена вопроса - 80 долларов. Хотя, как оказалось, машина на гарантии и у нее КАСКО. Они соврали, что КАСКО нет".
Или вот с форума: "Честно сказать, хоть у меня и "корч" 20-летний, но стараюсь всегда аккуратно ставить его, чтобы ни самому не зацепить чужое авто, ни меня не зацепили. Элементарное уважение к чужому имуществу, каким бы оно ни было. Хотя по молодости один раз смалодушничал: чуть цепанул чужого "корчика", когда открывал дверь, и уехал".
Признаюсь и я. Лет восемь назад, запарковавшись, я точно видела, что распахнутая ребенком дверь коснулась чужой машины. Потерев пальцем место соприкосновения, увидела, что скололся лак. Компромисс с совестью выглядел так: "Машину не переставляю, если что - признаюсь. Но ведь это же мелочь, да?" Так и ушла. Справедливости ради скажу, что и на нашем автомобиле подобные дефекты воспринимаю как естественные следы эксплуатации, а с того случая и сама держу пальцами место возможного соприкосновения, и детям скорее сама открою, чем позволю им настежь открывать дверь в ограниченном пространстве.
Поэтому наш второй вопрос звучал так: "Повредив рядом стоящий автомобиль при открытии двери на парковке, вы предлагали его владельцу компенсировать ущерб?"
В результате получилась такая картина.
53% автомобилистов указали, что никогда не повреждали чужие авто. Многие автомобилисты действительно очень аккуратны. Однако мы никогда не узнаем, как поступят они, если им на деле, а не "виртуально" нужно будет делать нелегкий выбор. Все может быть. И возможно, им придется подвозить родственника с периферии, знакомую с фигурой "яблоко" (или знакомого такой же комплекции!) или жизнерадостного малыша, а потом ломать голову, как поступить.
При этом вторым по полярности оказался вариант "Нет, никогда", набравший 13% голосов. Это против 8%, которые всегда предлагали владельцу возместить причиненный вред.
Немало сторонников - в сумме 26% - собрали неоднозначные ответы, когда автомобилисты оценивают различные условия: например, 13% сперва оценивают размер катастрофы и готовы отвечать за свои действия и действия своих пассажиров, если получилась сильная вмятина; 6% смотрят на состояние авто, для 5% определяющий фактор - видел ли их владелец; 2% действовали исходя из своих финансовых возможностей. И всего лишь 8 человек - это меньше 1% - намерены оплатить ремонт только в том случае, если лично знают потерпевшего.
Вот и получается, что готовых заплатить за сделанное безоговорочно и при любых обстоятельствах в разы меньше, чем всех остальных. А раз так, то пора снимать белое пальто и признавать, что или мы все не очень хороши, или машина - это просто машина.
Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото gid-avto.com и из архива редакции
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber