Найти тему
Все книги мира

Суспирия: мать может заменить всех?

Меня бесконечно расстраивают те рецензии, которые я вижу на самый эстетический хоррор уходящего года (Фильм.ru, Афиша, например). "Суспирия" Луки Гуаданьино заслуживает более детального разбора. Я не претендую на звание кинокритика, но мне хочется поделиться с вами тем, что я увидела за 2 часа 30 минут. Или хотя бы частью.

Учите матчасть!

-2

Если не смотреть оригинал Дарио Арджено 1977 года, то можно спокойно идти на фильм 2018 года. Но тогда вы не сможете написать сочинение на тему "Что хотел сказать автор?". Это тот момент, когда нужно знать матчасть. Существуют три матери, которые правили миром еще до того, как появились религии, свет и тьма, добро и зло. Каждая из них отвечает за свое направление: тьма, слезы и вздохи. Вздохи нужно понимать как печаль. Если обратить внимание на звуковое наполнение, то весь фильм как будто "вздыхает" - печальные вздохи у кровати умирающей матери, во время танца и репетиций, во время бесконечных смертей.

Мать, которая отвечает за печаль - Суспириорум. У Ардженто "Суспирия" - это первая часть трилогии о матерях.

-3

Еще суспирия - это такое состояние, как будто хочется вдохнуть, а не получается, но при этом воздух в легких есть. А теперь поговорим о том, чего нет в фильме Ардженто.

Материнство

-4

Можно назвать меня сумасшедшей, но фильм о материнской любви в том числе. И о материнской ненависти к своему ребенку. Фильм начинается со смерти матери Сюзи Бенион (Дакота Джонсон). Она тяжело дышит в предсмертной агонии, как раз похоже на нехватку воздуха, а вокруг ее дети вздыхают от печали.

На протяжении фильма мы узнаем о том, что Сюзи росла в ужасных условиях. За мастурбацию и исследование себя самой мать прижигала ей руки утюгом, считала ее греховной за менструацию, запрещала изучать историю Берлина и не пускала на концерты любимой танцевальной труппы. Перед смертью мать скажет, что "я произвела на свет порок", имея ввиду свою младшую дочь Сюзи. Все это переросло в скованность, желание прижаться к земле, пару попыток искалечить свои детородные органы и покончить жизнь самоубийством. Все это мы увидим в кошмарах героини.

Внутренний бунт был сильнее. Хотя я думаю, сильнее было желание вырваться из бесконечного круга унижения в собственной семье. Сюзи поступает в танцевальную академию, танцует главную партию и становится любимицей коллектива.

Мы пропустим все детали в развитии личности персонажа, потому что они приведут ее к одному главному выводу. Девочка вырастает тогда, когда отрывается от матери физически и духовно. Чтобы стать полноценной личностью Сюзи должна отречься от женщины, которая дала ей жизнь. Она должна забыть, убить ее в себе и стать тем, кем каждая девушка должна оказаться в итоге: создателем.

Почему я говорю создателем, а не матерью? Ну вы посмотрите на персонаж Дакоты! Рыжая, как Мария Магдалина, разрывает себе грудь, чтобы мы все могли увидеть любящее материнское сердце, а на фоне - легкое сияние, похожее на окантовку нимба. Она создатель и мать каждой девушки в этом аду под школой. Она любит каждую и дарит каждой желаемое. Жалеет и прощает. Я думаю, что суть в том, что каждая женщина - это создатель и творец, не только себе подобных, но и себя самой. Фокус в том, что это должно быть применимо к каждому человеку.

-5

Одна из самых потрясающих сцен в фильме для меня - это, конечно, финал, когда Сюзи, уже Матерь Суспириорум, подходит к каждой девушке с выпущенными кишками и спрашивает "Милая моя, чего ты просишь?". Каждая просит смерти и освобождения, правда только Сара говорит "Мама, я так устала". В итоге фильм обязан доказать, что мать может заменить всех, а ее не может заменить никто. Потому что только мать - единственный человек, к которому ты можешь прийти и пожаловаться или поделиться чем-то. Рассказать, как ты устала, как тебе плохо и попросить пожалеть.

Сюда же можно добавить древнее понимание женской сути и материнства в целом: так как три матери появились раньше, чем Бог и Дьявол, Свет и Тьма, то они могут существовать в парадигме того времени, когда женское начало было первичнее мужского.

Феминизм

-6

"Мы понимаем, как для девушки важно сохранить финансовую независимость". Было бы глупо отрицать, что лента в первую очередь о женщинах и о том, как хрупким созданиям выжить в этом необычном мире. Девушки даже не платят за жилье.

Защита женских прав сквозит во всех сюжетных линиях фильма. Сначала в том, что ведьмы готовы "сожрать клитор на ужин" у Патришии (можно посмотреть как на мезогинию, но сильно будет притянуто за уши), потом в положении Сюзи (получать гонорары, но не платить за комнату), предложение "женщинам включить детородные органы". Все здесь подчиняется только одному: женщина перестала быть телом, вещью, чьей-то подругой, женой, дочерью, сестрой, даже матерью. Потому что мать для всех одна.

К тому же, в фильме нет ни одного мужчины, кроме двух полицейских. Даже доктора психолога играет невозможная и прекрасная Тильда.

Музыка и танцы

-7

Той Йорк грустно воет на протяжении всего фильма и думаю, что в этом и есть подлинная печаль. Radiohead - настоящий амбассадор тоски. В "Суспирия" - это в первую очередь вздохи, печаль и необратимость.

В этом случае правильней услышать, чем прочитать:

Я рекомендую две прекрасных композиции: Unmade и Suspirium.

Политика и история

-8

Как жить, когда кругом хаос, ад и разруха? Пытаться найти этому решение и оправдание. Персонаж Тильды прав, когда говорит, что чужие фантазии заразительны и в эпоху Третьего рейха многие говорили о мистификациях Гитлера и даже жертвоприношениях. Конечно, ведьмы - самая главная нечисть в фильме, однако ковен - это тоже организация и там тоже есть власть и суд. Приятно видеть применение знакомых политических решений: новая мать - новый ковен, репрессии и зачистки неугодных. Думаю, что размышлений наберется на еще одну статью по этой теме.

Я как-то общалась с девушкой, которая давно живет в Германии и она говорила, что в немцах воспитывают глубокое чувство стыда за Вторую Мировую войну. Скорее всего поэтому ведьмы питаются чувством стыда и вины.

Эти эмоции ярко показаны в персонаже доктора-психотерапевта. Даже не нужно приглядываться. Персонаж испытывает глубокое, даже грызущее чувство вины за то, что не успел спасти жену, пациенток, Патришию и Сару. При этом стыдно за свою ничтожность и беспомощность.

Эстетика и красота

В самом начале видны приемы съемки из фильмов Ардженто (быстрый наезд/отъезд камеры). Но потом - очень красивые и чистые по композиции кадры.

-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15

______________________________

Танцуйте, потому что это так красиво! И смотрите хорошее, а главное необычное кино! А еще не забывайте, что я не кинокритик, я просто люблю писать.