Найти в Дзене
MTV Russia

ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОСМОТРУ: «РЮИТИ САКАМОТО: КОДА»

Оглавление

Японский фонд, Посольство Японии и арт-объединение Cool Connections спасают Россию от предновогоднего ничего: на подходе 52 фестиваль японского кино, и если Япония значит для тебя больше, чем все страны мира вместе взятые, с 19 ноября по 2 декабря тебе будет очень, очень хорошо.

Приманка для фана: «Рюити Сакамото: Кода»

В японском искусстве существует понятие, которое берет свои корни в дзен-буддизме и не имеет аналогов ни в одном из языков – «ваби-саби», буквально «видеть прекрасное в простоте», простоте естественной, мимолетной, незавершенной. Именно этот термин можно пустить эпиграфом к документальному фильму Стефена Номура Шибла Coda, кинематографическому портрету величайшего современного композитора Рюити Сакамото, раскрывающему историю создания его последних работ, отношение к музыке, перемены в мировоззрении и события, им предшествующие.

Творческий путь Сакамото прошел через множество самых разнообразных жанров. Его синти-поп трио Yellow Magic Orchestra, основанное в 1978 году, по сей день считается культовым коллективом, определившим вектор развития всей современной электронной музыки Японии. За 40 лет музыкальной карьеры Сакамото создал симфонические и электронные саундтреки к десяткам японских и западных фильмов (к слову, он был любимым композитором Бертолуччи) и стал лауреатом множества премий, включая Оскар и Грэмми. Кроме того, композитор не сдерживается в экспериментах и сотрудничает с поп-, джаз-, эмбиент- и этно-музыкантами, участвует в социально-направленных акциях, работает с визуализациями, являя все возможные грани своего композиторского таланта.

В 2014 году Сакамото диагностируют рак горла. «Я просто пошел ко врачу из-за простой боли в горле, совершенно не ожидал, что все так обернется. Я пришел в студию, уничтожил все последние наработки и закрылся ото всех» – говорит композитор в одном из интервью. Осознание хрупкости жизни подтолкнуло Сакамото к переосмыслению подхода к творчеству и отношения к каждой прожитой минуте.

«Обычные вещи, когда ты завтракаешь или обедаешь, выпиваешь бокал вина, все это становится невероятным наслаждением. Такое же чувство от повседневных звуков» – говорит Сакамото о том, как борьба с болезнью изменила его отношение к жизни.

Он создает альбом async, где переплетаются классическая традиция, звуки окружающей среды и электроника. Это абсолютно иной взгляд на шумовую музыку, в основе которой лежит не эстетика хаоса, а созерцание момента, мелодика, сокрытая в белом шуме, единство природных и синтетических звуков, симбиоз которых отражает все многообразие мира, времен, явлений.

Именно о таком композиторе повествует зрителю Coda – о композиторе-наблюдателе, композиторе-ребенке, открытому всему, что его окружает, который ходит в лес с диктофоном, чтобы записать шорох листвы под ногами, и ежесекундно радуется каждому новому открытию.

Само название фильма можно трактовать по-разному. Возможно, это «кода», итоговая черта, подведенная подо всем творчеством Сакамото, возведенном в абсолют. Возможно, в нем есть доля фатализма, ведь сам Сакамото отмечает, что не знает, сколько ему отведено, важно только создать как можно больше хорошей музыки. Но с позиции философии «ваби-саби» одно можно сказать наверняка – ничто не вечно, но ничто и не завершено.

Не пропусти сеанс в самом культурном кинотеатре своего города: