Нам несказанно повезло, что история преподносит нам урок. Хотя это спорный момент, может ли история чему-то научить. Не очень-то мы любим проводить аналогии, не плакать, не смеяться, а понимать.
А раз не можем понимать, значит, не можем и ловушки исторического процесса обойти. И на всей шкуре приходится познать, что такое угодить в одну из них.
Мы не понимали, чего надо было этим ливийцам, когда они радостно поймали и казнили на месте Муаммара Каддафи. Наверное, им не нравился литр бензина дешевле литра воды или магазины с почти бесплатной едой для малоимущих? Кстати, рабочие нефтяных помыслов были одними из главных участников восстания против Каддафи, несмотря на своё приоритетное положение в экономике страны.
Ведь какой лидер был! Эксцентричный – путешествовал по миру в своём шатре и встречался с сильными мира сего, одетый в бедуинский костюм. Никого не боялся и всех заставлял себя уважать. Больше был похож на рок-звезду, а не на правителя арабской республики.
А чему радовались иракцы при виде падающей статуи Саддама Хуссейна? То, что теперь их некому будет защитить от американской агрессии? Что их государство раздербанят на десятки полунезаивисмых осколков?
Или Роберт Мугабе. Зачем дедушку верноподданные зимбабвийцы свергли? С такими красивыми пачками денег в магазин ходили – каждый миллиардером был. А как с трибуны ООН он громил и осуждал американский империализм, насколько точно понимал весь мировой расклад и угнетение, которому подвергали его страну. И обещал, что она никогда впредь не станет колонией.
С формальной стороны всё это верно. Но в реальности. Вместо идеальной, жизнь в таких государствах, идущих по альтернативному пути, больше похожа на тоскливый перманентный морок. Искусственно насаждаемый смысл быстро выветривается и оставляет место для бесперспективности и узко-индивидуалистических стремлений.
После Путина также будут спрашивать: и что этим русским не нравилось? Крутой президент у них был. Весь мир его боялся – часами готовы были ждать и прощали все опоздания. С народом общался на народном языке. Американский империализм и прочие мировые несправедливости и двойные стандарты – вон как разоблачал! А уж про то, что он кровавым диктатором был, и говорить нечего. Ну, сколько, с десяток личных врагов наберётся убитых? Да, у любого западного политика в разы больше.
А тех, кто будет доказывать, будто при Путине не лились в стране молочные реки с кисельными берегами, назовут клеветниками.
Это совершенно не значит, что нужно отказаться от попыток построить мир, отличный от господствующей капиталистической системы. Как раз-таки, наоборот. Но при этом нужно избегать ошибок альтернативного пути.
Главное, нужно избавиться от положения гегелевского раба, пытающегося постоянно доказать что-то окружающему миру. Если Россия станет страной, где может осуществиться любой безумный (в хорошем смысле, в хорошем) проект; страной, которая может обеспечить высокий уровень жизни своим согражданам; страной, которая манит не престарелых звёзд, а учёных и людей будущего; страной, поступающей по справедливости и устремлённой к прогрессу, то любая конкуренция будет выиграна.
Путин, или кто из его приспешников, могут пойти по этому пути. Но почему-то кажется, что этого не случится.
Подписывайтесь на канал!
Ставьте палец вверх! Нам нужно донести правду до всех!