Найти тему

И профессор медицины, и великий композитор!

Оглавление

Имя А.П. Бородина широко известно не только в музыкальном, но и в науч­ном мире. Как ученый-химик он сделал несколько открытий, не потерявших ак­туальности и по сей день. Как музы­кант - подарил миру оперу «Князь Игорь», две симфонии, ряд камерных и вокальных произведений. Вроде бы немного по сравнению с другими ком­позиторами. Но дело в том, что всю жизнь Бородину приходилось разры­ваться между двумя призваниями - му­зыкой и химией.

Первое музыкальное произведение Александр сочинил в 9 лет, к тому времени он уже учился играть на флейте и фортепь­яно, а чуть позже самостоятельно овладел виолончелью. С Ми­шей Щиглевым, своим лучшим другом, он сыграл в четыре ру­ки почти все симфонии Бетховена и Гайдна, оба увлекались Мендельсоном. Живя в Петербурге, друзья часто посещали кон­церты в Павловске, играли в любительских ансамблях. В четыр­надцать лет Бородин сочинил концерт для флейты в сопровожде­нии фортепьяно.

Бок о бок с музыкой шло и другое увлечение Александра - химия. По воспоминаниям современников, весь дом, в котором мальчик жил с матерью, пропах химическими веществами, повсюду стояли колбы, реторты и другие принадлежности для опытов.

Медико-хирургическая Академия
Медико-хирургическая Академия

Бородину не исполнилось еще и шестнадцати лет, когда он пос­тупил в Медико-хирургическую академию, где добился больших успехов. Музыку он не забывал, но занимался ею время от време­ни, сочинения никому не показывал, считая их любительскими, не более того.

«Мне как-то совестно сознаваться в своей компози­торской деятельности, - говорил Бородин. - Оно и понятно. У дру­гих она прямое дело, обязан­ность, цель жизни - у меня от­дых, потеха, блажь, отвлекаю­щие меня от прямого настояще­го дела - профессуры, науки...»

В 1858 году Бородин, защи­тив диссертацию, получил сте­пень доктора медицины и на три года уехал на стажировку за границу, а по возвращении стал профессором Медико-хи­рургической академии. К тому времени его научные труды уже получили известность и в России, и за рубежом.

Милий Алексеевич Балакирев, автор музыки более чем к 40 романсам и песням, которые стали классикой отечественного песенного репертуара.
Милий Алексеевич Балакирев, автор музыки более чем к 40 романсам и песням, которые стали классикой отечественного песенного репертуара.

Может быть, мы никогда и не узнали бы Бородина-композитора, если бы не знакомство ученого с М.А. Балакиревым, ко­торое состоялось в 1862 году и в корне перевернуло его жизнь. Именно Милий Алексеевич, вдохновитель и наставник содружества музыкантов, вошедшего в историю как «Могучая кучка», открыл в Бородине талант композитора. Он повел нас­тоящую «борьбу» с химией, убеждая своего друга, что именно в музыке его призвание. Конечно, совсем отказаться от науки Александр Порфирьевич не мог, но Балакирев, обладавший даром убеждения, был настойчив и заставил композитора иначе взглянуть на свои произведения.

Содружество музыкантов "Могучая кучка". Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Александр Бородин, Модест Мусоргский, Милий Балакирев.
Содружество музыкантов "Могучая кучка". Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Александр Бородин, Модест Мусоргский, Милий Балакирев.

Немалую роль сыграла в этом и встреча с Ференцем Листом, состоявшаяся в Германии. Блестящий музыкант не только одоб­рил сочинения Бородина, но и начал исполнять их перед публи­кой, открыв русского композитора миру. Так, под натиском Балакирева и членов его кружка, появились на свет лучшие произведения Бороди­на: Первая и Вторая («Богатырс­кая») симфонии, романсы, две час­ти Третьей симфонии и, наконец, очень долго писавшаяся, но так и не законченная опера «Князь Игорь».

Ференц Лист
Ференц Лист

Бородин давно мечтал написать оперу на сюжет из русской исто­рии, но никак не мог найти подхо­дящий эпизод. Ему хотелось чего- нибудь подлинно героического, масштабного и в то же время лирического, трогающего за ду­шу. Помог В.В. Стасов, предложивший взять за основу оперы памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Бородин загорелся.

В «Слове» было все, что нужно: и яркая благородная, героическая личность Игоря, и нежная, любящая, сильная духом русская женщина Ярославна, и дикий, необуз­данный хан Кончак, и поэтический образ певца Баяна. Компо­зитор принялся за работу. Чтобы напи­сать либретто, ему приходилось углуб­ляться в «исторические дебри», изу­чать летописи, искать записи древних русских и половецких мелодий.

И все это одновременно с преподаванием, научными исследованиями, заботами о семье. Немало сил Александр Порфирьевич отдавал и общественной де­ятельности. Именно Бородин вместе с коллегами добился от правительства открытия Высших медицинских кур­сов, на которых год бесплатно читал лекции.

Сильное переутомление подорвало здоровье композитора. Врачи советовали ему беречь себя, но он не послушался, не мог послушаться, ведь столько всего нужно было сделать.

А.П. Бородин умер внезапно, от разрыва сердца, не дожив до 55 лет. Он не успел закончить оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию, отрывки из которой восхищали слушателей. Друзья композитора, Н.А. Римский-Корсаков, В.В. Стасов, А.К. Глазунов, буквально по листкам, обрывкам нотных записей, а иногда и по памяти восстановили все, что можно было восстановить из нас­ледия

Бородина. В том числе и оперу «Князь Игорь» - жемчужи­ну русского оперного искусства.

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал "ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!