Согласно "Цыганско-русскому словарю-разговорнику" слово "Гаджо́" или, как еще говорят на некоторых диалектах цыганского "гаджё" означает "нецыган". То есть, это может быть даже человек, этнически, по роду, принадлежащий к цыганскому народу, но по своей социокультурной сущности не являющийся цыганом, не имеющий романипэ, то есть, самой цыганской сущности.
В переводе с древнеиндийского, лежащего в основе исторического и современного цыганского языка, это слово означает "деревенский" - гавджа и имеет тот же корень, что и индийское слово "гав" - деревня. Поскольку предки цыган были ремесленниками (преимущественно - кузнецами), либо - кочующими артистами, то ко всем, кто добывал себе хлеб тяжелым трудом на земле, они относились несколько свысока. Отсюда - пренебрежительное отношение к гаджо, земле и всему, что связано с культурой, бытом и особенностями этого населения.
В книге О. А. Абраменко и С. Б. Кулаевой "История и культура цыган" даны подробные описания отличий гаджо от истинного цыгана, имеющего романипэ, объясняется, каким образом сами члены цыганского общества, общины отличают "своих" от гаджо, какими именно должны быть правила общения, взаимодействия по сложившемуся веками этикету, порядку. Так, хотя цыганские законы напрямую не регулируют отношения и действия по отношению к гаджо (и это понятно, так как эти правила используются исключительно для поддержания порядка в цыганской среде, общности), все же есть две основные рекомендации, которые надо соблюдать, общаясь с гаджо. Это:
- в общении с гаджо надо пользоваться теми законами и правилами, которые используются в нецыганской среде;
- относиться к гаджо надо именно так, как он относится к тебе.
Хотя термин носит несколько пренебрежительный оттенок, он не имеет, по мнению авторов книг и других исследователей ярко выраженного негативного оттенка. Для тех гаджо, которых цыгане считают "нехорошими", используются другие, резко отрицательные, уничижительные прозвища. Браки с гаджо в цыганской среде не приветствуются (именно потому, что эти отношение не регулируются цыганскими законами и общины не желают выносить "сор из избы" и иметь проблемы с законами тех стран, где они находятся). Однако прямых запретов на эти браки не наложено. О сложностях таких союзов можно узнать из одноименного фильма "Гаджо" Дмитрия Светозарова.