Найти тему
ДОКТРИНА ВЕРЫ

Ответы № 4

-У меня магазин, предназначенный для торговли оружием. Могу ли я торговать оружием, будучи человеком православным?

-Торговля оружием, а также изготовление его является занятием самим по себе нейтральным. Как и очень многое в нашем мире. Всё зависит от цели, которую мы ставим перед собой.

К сожалению, мы живём уже в мире, повреждённым грехом. Поэтому, существования оружия в нашем мире-это одно из следствий грехопадения. Наверное, в той или иной степени, но практически любая человеческая деятельность несёт в себе плоды этой повреждённости.

Но всё же, человек способен некие негативные проявления этого греховного мира окрашивать в светлые оттенки.

Так оружие, попавшие в добрые руки, может приносить пользу (защита государства, правоохранительные органы), а подчас и спасать человеческую жизнь.

Если Вы торгуете честно, соблюдая законодательство РФ в отношении лиц, которым разрешается приобретение оружия, то трудись с Божией помощью.

-Я слышал, что человек с оружием не может войти в храм. Но, если я нахожусь на службе и оружие, в этот период времени, должно всегда находиться при мне, то могу ли я войти с ним в храм? Если, например, идёт пасхальное богослужение, или должен оставаться на улице?

-Да, действительно такая практика была принята в древней церкви, человек не мог с оружием войти в храм. Но, мы, при рассмотрении любого запретительного или наоборот разрешающего постановления церкви из её практики должны помнить важную вещь: канон или правило-это не мёртвые буквы, навсегда выбитые на гранитной плите церковной истории, которые простираются в обязательном своём выполнении до конца времён. Канон-это то, что помогает в христианском пути в тот или иной период времени, это палка, опираясь на которую намного легче идти, а не тяжкий мешок с ненужным грузом, висящий за плечами, который нельзя скинуть, хотя и необходимость в нём давно уже миновала. Поэтому, когда мы рассматриваем это правило, запрещающее входить человеку в храм с оружием, то мы должны понимать в какое время эти слова прозвучали. А прозвучали они в страшном языческом мире, мире в котором реками лилась человеческая кровь, также как и кровь жертвенных животных. И христианству, явившемуся как свет в этот искалеченный ужасом оторванности от Бога мир, было необходимо ярко акцентировать границу между собой и язычеством. В христианских собраниях приносилась «Бескровная жертва», в отличие от храмов языческих, когда Сам Бог отдаёт себя человеку, а не требует от него чего-либо. «В наших храмах нет крови и жертв», - так можно выразить суть самого прямого и ясного понимания отличия между Христом и языческими богами для простого народа. Очевидно, что на этом фоне было бы крайне нелепо позволять входить на церковные собрания людям с оружием. Но, проходит небольшой период времени и ситуация начинает изменяться. Римская империя, некогда гнавшая и убивавшая христиан, начинает сама склоняться к христианству, а затем и заявляет себя, как первая христианская империя. Меч, находящийся в руках имперских солдат и разящий христианские головы, становится «священным» мечом, цель которого сохранять православную веру от внешних врагов. И в церкви появляется обряд освящения оружия, цель которого показать, что «меч» можно использовать только для благих целей, когда зло уже никак невозможно остановить, кроме как самим злом (применение оружия для любых, даже самых благих целей, всегда является большим или меньшим злом). Этот пример я привёл, как доказательство не обязательного прямого толкования того или иного текста.

Отсюда, если прямо отвечать на Ваш вопрос, то с моей точки зрения, да, можно входить в храм с табельным пистолетом, с которым Вы по уставу не имеет право расставаться во время несения службы.

-Должен ли православный христианин соблюдать светские законы страны, в которой он проживает?

-Безусловно, верующий человек обязан соблюдать законы государства, но только до того момента, пока государство не будет принуждать верующего человека отказаться от своих религиозных взглядов. В таком случае, мы имеем полное право не повиноваться этим требованиям государства.

А вообще, православный христианин должен с уважением относиться к светским властям. Ап. Павел в послании пишет: «Бога бойтесь, царя чтите».

Также, Апостол призывал молиться за власти, хотя императором Римской империи тогда был Нерон один из самых страшных гонителей христиан.

Поэтому, неуважительное отношение к властям не к лицу православному человеку.

Даже во времена советской власти, наша Церковь возносила за богослужениями молитвы «о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея», хотя эти же власти, в начале своего правления, уничтожили огромное количество архиереев, священников, монахов и простых верующих людей.

Для нас это может служить примером стойкости, мужества и верности в следовании Духу Священного Писания.