О, Пеннивайз, любовь моя! Не восторгаться придуманным Стивеном Кингом зловещим клоуном, совершенно невозможно, на мой взгляд. Вот что талант и мастерство творят! Загляденье просто. Нет, может, лучше конечно и не заглядываться особо. Мне как человеку впечатлительному, потом еще долго кошмары снились (сходила, насладилась потрясающей работой всей команды фильма, блин*), но дело не в этом, а в том, насколько с точки зрения писателя и сценариста Пеннивайз идеальный персонаж, идеальный монстр.
Чтобы таких персонажей рождать, нужно не только знать правила, что и как и почему писать, но и быть очень талантливым человеком. Как Кинг. Это вы и без меня знаете. А что, возможно, не знаете, это все те моменты в которых Пеннивайз, как монстр, уникален и что ему (точнее автору) это дает.
Во-первых, и на мой взгляд, это одно из главных преимуществ творения Кинга - Пеннивайз это не один единственный монстр (как например, Диана в понравившемся мне "И Гаснет Свет", вспомните еще тысячу и один плохой фильм ужасов с кем-нибудь стандартным, во многих случаях даже не страшным, скрывающимся в темноте), Пеннивайз это сколько хочешь разных монстров! Серьезно, насколько это гениально? Идея из серии, да это же просто, я тоже мог бы это придумать! Но не придумал. Придумал это Кинг. В то время как все лепят и лепят одно и тоже из года в год, про Пеннивайза хоть сериал выпускай, где в каждой серии он принимает новый жуткий образ в зависимости от того, чего боится герой каждой конкретной серии. Бесконечное, бессчетное количество монстров.
Почему это хорошо? Зрители устают от одного и того же, им что-то новое, что-то свежее подавай. Конечно, за исключением случаев, когда вы проводите параллели с предыдущими сценами. Ну, там, колобок всех обдурил по одной и той же схеме, а лису не смог или, если герой был трусом и начале фильма, не встал на защиту, допустим, того, кого, пытались ограбить на улице, а в конце - со всех сторон вырос - и заступился. Обратите внимание, на то, что ловушки Пилы всегда разные, хотя, казалось бы, люди туда один раз попадают, чего заморачиваться, да? Это шутка. Что ловушки у Пилы разные - довольно логично. Однако это говорит не о том, что авторы фильма изо всех сил старались сделать картину состоящую из одинаковых ловушек, но ничего не вышло, а о том, что они отлично пишут и объяснили даже это.
Точно так же логично, но и не только логично - разные стадии развития Чужих. Маньяки зачастую также “стараются” убивать своих жертв в слэшерах более или менее разными способами (хотя им это и сложно), ну и в "Пункте Назначения" вместо того, чтобы раз за разом умирать от падения кирпича на голову, героям приходится пройти через такое! Я привожу примеры с убийствами людей, раз уже начала с Пеннивайза, но сцены все разные и в комедиях и в романтических фильма, и в боевиках. Даже если это простой фильм про боевые искусства, где главный герой просто выходит на арену и дерется с другими героями, их всех делают (по мере умения и таланта) разными не просто так, а чтобы зрителям было интересно!
И интересно это не только потому, что мы осознанно сидим и думаем “ого, герой вышел биться против талыша-программиста, как свежо!”, а от того, что когда вы что-то меняете, меняется и то, что происходит на экране (если вы хорошо пишете). Запутанно написала, да?
Дровосек будет охотиться за своей жертвой иначе, чем водяной, а водяной, не так, как гигантская оса-убийца, которая, в свою очередь, будет сильно отличаться от поварихи-маньячки. И там, где оса, поднимет, допустим, жертву в воздух и понесет в свое гнездо (да, в этой истории пусть гигантские осы-убийцы живут в гнездах), и можно будет показать как несчастная жертва бьется головой о ветки деревьев, или, наоборот, счастливая жертва, уцепилась за дерево и не дает осе дальше лететь... так вот, там где оса будет действовать так, дровосек, а пусть тоже в лесу, сможет, например, мастерски (он же дровосек, он знает как это делается) повалить на нашего героя подпиленное дерево, и пусть из под этого дерева потом как-то выбирается, аххаха! Ну или нет.
И вот если у нас и оса-убийца и дровосек- убийца в одном фильме (а есть, действительно такой фильм, в котором такие персонажи могли бы быть вместе, напишу название в конце, чтобы не спойлерить**), то у вас каждый раз, в каждой сцене свежо и интересно и не надо из кожи вон лезть, чтобы придумать что же оса еще такого может сделать, кроме как летать туда сюда и людей носить в гнездо.
Второе, не менее важное, хотя, наверное, менее заметное это логика. Конечно все привыкли к шуршащим за стенкой монстрам, скромно пробегающим на заднем плане и стремающимся в первые минут тридцать фильма, человека включившего в комнате свет. Это обычно супер сильные монстры, одна цель которых, сожрать или вселиться или убить или какая там цель у каждого конкретного монстра, но пошуршать в подвале это же святое! Что там у монстров вместо души - потемки, может действительно, одна им радость, помимо сожранных людей - поиграть с ними в прятки, мы же не знаем.
Вот эти проблемы с логикой монстров настолько распространены в кино, что никто на них уже и не обращает внимание, но это не значит, что если бы их не было, картина не смотрелась бы лучше!
И надо же, Пеннивайз решает самую главную, самую основную проблему многих монстров - недостаток логики. Он питается страхом! А значит, для него пошуршать в подвале и повыть на чердаке это, действительно святое! А еще это значит, что напряжение в ленте про него сразу и решительно вырастает. Ведь, в отличие от стандартного пугающего монстра, который не понятно почему пугает, и очевидно нападет только когда сценаристы скажут ему “фас”, Пеннивайз, который, конечно, тоже действует по велению сценаристов, нападает только когда герою, за которого он взялся - достаточно страшно. А страшно персонажу или нет, мы видим! И крупным планом обычно видим!
Ну вот и все, вместо обычно ой, нападет или не нападет, в кино про Пеннивайза нас ждет, ой нет, герою становится страшно, еще страшнее, на него сейчас нападут! Ой нет! Ой, он взял себя в руки, держись, держись, Эдди! Нет, нет, не бойся! Или как-то похоже.
Это вариант обратного отчета, который вы всегда видите в фильмах с бомбами, например. И если герою, допустим, нужно успеть собрать крупную сумму денег до конца дня - на лечение ли или для мафии, которой срочно нужно вернуть долг, чтобы потом не пришлось собирать на лечение. Если не понятно когда террористы планируют нанести удар, то напряжение, будет гораздо меньше, чем если они собираются атаковать уже через час и время пошло. Когда этот прием используется авторы обычно все время напоминают о том, как мало осталось времени. Герою могут либо вслух об этом говорить, либо где-то могут в прямом смысле слова висеть часы, для большей наглядности. В случае же с Пеннивайзом зрителям даже не нужно отвлекаться от основного действия. Таким индикатором того, что времени осталось мало, является само лицо героя! Как бонус, то, что обычно, запущенные часы (мафия требует деньги, взрывное устройство ведет обратный отсчет) идут в оном направлении. То есть, катастрофа все ближе и ближе. Тогда как в случае со страхом - играться со зрительскими эмоциями можно сколько угодно! Герой испугался, затем взял себя в руки, затем, когда Пеннивайз применил какую-то другую стратегию его снова проняло и так далее. Очень здорово!
Вам, конечно, не нужен монстр такого уровня, чтобы получилась хорошая история, но с подобным персонажем любая хорошо написанная история станет еще лучше.
*оно того стоило
** Хижина в Лесу, 2011