В составе немецких подразделений во время кровопролитной битвы за Сталинград находились представители разных народов и национальностей – эстонцы, финны, итальянцы, румыны, венгры. Находились в их рядах и так называемые «хиви» – добровольцы из числа советских граждан. После поражения под Москвой вермахт все еще являлся грозной силой, тем не менее, уже тогда наметились некоторые кадровые проблемы. В связи с этим Гитлер принимает волевое решение — доукомплектовать германские части союзниками.
В это время к восточному театру военных действий были отправлены 27 румынских, 17 финских, 13 венгерских, 9 итальянских, 2 словацкие, а также 1 испанская дивизии. Большая часть из них усилила южный сектор фронта, откуда намеревались осуществить наступление на Сталинград. Однако в действительности особой помощи Германии «интернационал» не оказал. Солдаты союзников были гораздо хуже подготовлены к ведению затяжных боев: хромала дисциплина и в целом они не особо желали отдавать свои жизни за немецкого лидера. Вслед за стремительным разгромом флангов, которые прикрывали румынские подразделения, к первым числам февраля 1943 года красноармейцы заставили капитулировать и Шестую армию Фридриха Паулюса.
В числе побежденных были замечены не только западные друзья фюрера, но и граждане СССР. Самое печальное, что в процентном соотношении «русские подразделения» вермахта составляли их основную часть. В ряде дивизий число «хиви» доходило до 28% от общей численности. После войны в Советском Союзе об этом предпочитали тактично молчать.
Основной приток добровольцев влился в ряды вермахта после оккупировать нацистами территории Войска Донского: перебежчики первое время использовались исключительно в качестве рабочей силы, саперов и связных, однако накануне Сталинградской битвы стали привлекаться и к боевым операциям.
Йохен Лезер - командир одного из батальонов вермахта, в своих мемуарах вспоминал, двух красноармейцев, которые вступили в ряды, вверенного ему подразделения почти сразу после пленения и незамедлительно включились в боевые действия. Гражданские перебежчики из числа советских граждан, частенько занимали должности в органах власти на захваченных территориях. Они становились старостами, бургомистрами, а также несли службу во вспомогательной полиции. Среди них было большое количество этнических украинцев.
В конце сражения себе проявила дивизия «Фон Штумпфельд», укомплектованная почти на 100% из русских. Дело в том, что на завершающем этапе битвы она стала форсированными темпами пополняться бывшими офицерами Красной Армии, которые тут же назначались на руководящие должности. Например, в начале 1943 года в прошлом майор РККА Тухминов принял на себя командование Каменским батальоном.
Дивизия была сформирована в начале декабря и дислоцировалась на западном берегу реки Чир - на очень важной со стратегической точки зрения территории. Разведку местности, по приказу Штумпфельда, вели казаки, отлично знавшие эту местность.
Занятно, что казаки, которые называли себя «Добровольцами Восточных войск», в этом подразделении по статусу были равны бойцам немецкой национальности. Сражались солдаты «Штумпфельда» в основном трофейным оружием советов. Разгром дивизии случился почти сразу после капитуляции 6-й армии Паулюса. Однако занятый солдатами «Фон Штумпфельда», Тракторный завод, держался еще целую неделю после официального завершения боев за Сталинград. Немцы бросили своих добровольцев на произвол судьбы, а те продолжили оказывать сопротивление советской армии.
Положение предателей было удручающим. Их ожидал расстрел в плену, либо смерть на поле боя. Например, отчаявшись от безвыходности ситуации, группа казаков под предводительством есаула Нестеренко пыталась пробиться к уцелевшим подразделениям вермахта, но в итоге нашла лишь смерть на выжженных войной пустошах Сталинграда. Некоторые «хиви» совместно с гитлеровцами продолжили осуществлять партизанскую деятельность в многочисленных сталинградских подземельях.
Наибольшего успеха эти "неправильные партизаны" добились в районе Кондитерской фабрики, где немцами был воздвигнута настоящая подземная база. Малочисленные ошмётки «русских подразделений» из состава 6-й армии воевали там вплоть до мая 1943 года. Так, по утверждениям одного из сотрудников НКВД, 4 мая рядом с населенным пунктом Константиновска, что находится в 300 километрах западнее Сталинграда была остановлена группа мужчин, переодетых в советскую военную форму. Позже удалось выяснить, что пятеро из них оказались немецкими солдатами, а двое – бывшими красноармейцами.
Русские были расстреляны по законам военного времени, а немцы переправлены в тюрьму для военнопленных в Ростове-на-Дону. К сожалению точное число советских перебежчиков неизвестно. Большинство из них погибло в ходе сражений, часть умерло от болезней и ран в первые дни плена, а кто-то все таки сумел уйти на Запад.
Если поднять архивы 6-й армии вермахта, то получается, что в ее рядах воевало 20 300 русских. Для сравнения — румын в ней служило всего лишь порядка 6 тысяч.