Найти в Дзене
СРАВНИМ?

Русская комедия или Голливудский блокбастер? Русский кинематограф умирает?

Оглавление

«Кина не будет»

Иногда в газетах можно прочитать, как все радуются: отечественный фильм "NN" популярен в Риме, Париже, Лондоне, мире... И нужно только завоевать на фестивале (редкий теперь случай!) премию, как волна патриотического счастья загородит взор: мы снова лучшие! В реальности даже самый успешный "Ночной дозор" по меркам мирового проката был провалом.

Как говорится, о вкусах не спорят. Кто-то отдаёт предпочтение отечественному кинематографу, другие любят американское творчество. Осуждать никого не надо и навязывать свою точку зрения тоже. Между нашими и заграничными фильмами есть отличия.

Мы не первые. У меня на это 4 причины…

Во-первых, это проблема международного статуса отечественных фильмов. Есть такая программа ЮНЕСКО – «Память мира». На данный момент в ней представлены около 800 картин из 49 стран. Нахождение фильмов в реестре не только подразумевает уникальные условия хранения и распространения копий фильмов, но и возрастающий престиж национального кинематографа.

Во-вторых, проблема падения сборов и доли отечественного кино в прокате. Кассовые сборы отечественного кино стремительно снижаются. В 2013 году 59 отечественных картин заработали 258 млн долларов. В 2014 картин становится больше – 84, но совокупного дохода они приносят значительно меньше – уже 219 млн долларов. Наконец, «абсолютным рекордсменом» стал год, когда на 126 вышедших в коммерческий прокат картин пришлось всего 116 млн долларов дохода. Очень просто понять, что за два года кассовые сборы отечественного кино уменьшились более чем в два раза!

Доля наших фильмов в прокате по сравнению с иностранными фильмами постоянно уменьшается. Ещё в 2013 году она составляла 19%, а по итогам 2015-го – уже 14,9%. Если брать статистику по месяцам, то она выглядит гораздо хуже и не достигает порой и 10%, потому что выход российских фильмов в прокат всё чаще связан с большими праздниками (ну а как же? Денег больше заработать можно).

В-третьих, расходы на наше кино не покрываются. Итак, сборы чудовищным образом понижаются, доля падает – производство российского кино становится убыточным. Приведу простой пример. В прошлом году на производство 126 лент, вышедших в домашний прокат, было потрачено 307 млн долларов, а кассовые сборы составили 116 млн долларов. Убыток составил 246 000 000 американской валюты!

О каком национальном кинематографе может вообще говорится? Индустрия не переживает кризис. Индустрия не адаптируется к новым экономическим реалиям. Она погибла.

Или как иначе диагностировать состояние российского кинематографа, где из 126 лент, вышедших в прокат, окупаются всего лишь пять? Где авторское и детское кино по праву можно отправлять в Красную книгу, зато на господдержку на безвозвратной основе, Владимир Бортко выпускает отдалённо напоминающий бондиану фильм «Душа шпиона» с бюджетом 10 млн и сборами 20 тысяч долларов?

В-четвёртых, популярность отечественных фильмов. Социальное кино в последнее время практически ушло с экранов. На насущных проблемах сейчас много не заработаешь. Поэтому их место вытесняет жанр ужасов в отечественном исполнении, правда, немного неумело снятый, но зрители на него идут.Интересно то, что в прошлом году из пяти (всего лишь) окупившихся картин целых 2 фильма были именно в этом жанре – «Пиковая дама: черный обряд» и «Убрать из друзей».

А чем фильмы из США так популярны?

Думать много не надо. Вы посмотрите на афиши наших кинотеатров. Там же сплошные американское кино, переведённые на русский язык. Мультики, ужасы, боевики, документальные фильмы… Всё это почти всегда американские фильмы. А сколько идей мы аккуратно позаимствовали у американцев? Сколько хороших фильмов сняли они, а скопировали мы?

И для чего, с какой целью становятся режиссёрами в Америке? Денег хотят все, но там будущие режиссёры понимают, что если они провалятся на первом этапе, их никто уже поддерживать не будет. У них нет права на ошибку. Поэтому они зачастую отдают последние деньги и последнее имущество чтобы снять собственный фильм. Вряд ли у нас ради денег режиссёр продаст всё, что имеет, и сделает вклад в своё творение.

Кто известных русских режиссёров будет журить за ошибки? Их авторитет незыблем, мнение – канон, фильмы – «шедевр».

Любой фильм нужно снимать с душой. Не ради денег, а ради качественного продукта, который раскрыт во всей красе через идею, монтаж и игру актёров.