Сегодня подводим итоги 1969 года. В предыдущих трёх выпусках (выпуск 1, выпуск 2, выпуск 3) мы вспомнили около двадцати песен 1969 года выпуска из списков лучших песен журналов Rolling Stone и New Musical Express. Сегодня черёд семёрки лучших песен и она проходит под знаком группы The Rolling Stones, ибо в этом году она выпустила один из своих лучших альбомов Let It Bleed, в Вудстоке не участвовали, зато успели провести одно из своих лучших выступлений в карьере в Альтамонте. Концерт, правда, закончился трагически, погиб один из зрителей прямо во время выступления группы. Но это всё история музыки, а в ней случались и гораздо более ужасные происшествия. Странным образом, один из лучших альбомов группы Битлз, удивительно ровный и прекрасный Abbey Road с целой россыпью изумрудов получил в Топ-500 только два места - Something Харрисона и Come Together Леннона. Удивительная, на мой взгляд, некомпетентность, а то и предвзятость журналистов. Причём это произошло по обе стороны океана - и в RS, и в NME. Но эти песни я уже вспоминал в предыдущих выпусках про 1969 год, а теперь начнём по порядку.
Итак, на 106 месте акустический вокальный дуэт Пола Саймона и Арта Гарфанкла с композицией The Boxer. Эта пара была чрезвычайно популярна в Америке именно на стыке десятилетий, хотя на Вудстоке они, в отличие от многих других авторов-исполнителей, не участвовали, но Битлз периодически из вершин чартов двигали. В советское время в одной из радиопередач, которую вёл Раймонд Паулс на Маяке, и где он ставил, например, Джими Хендрикса, AC/DC и Пинк Флойд, стиль исполнения Simon & Garfunkel был определён им, как софт-рок. Мне это определение понравилось. поскольку в той же знаменитой Sound of Silence рок-мотивы совершенно определённо присутствуют. Тем не менее дуэт скорее авторский, бардовский - что прекрасно видно в представленной песне
На 101 месте как раз Роллинг Стоунз со своим заключительным номером с альбома Let It Bleed - семиминутной сюитой с длинным названием You Can’t Always Get What You Want. На самом деле песня вышла ещё в 1968 году на сингле вместе с Honky Tonk Women, которая уже была на предыдущем выпуске. Но так вот распорядились авторы списка и песня попала в 1969 год. Композиция написана в стиле госпел и это одна из последних композиций, к которой хоть как-то причастен гитарист Роллинг Стоунз Брайан Джонс, который погиб в этом же году, предварительно уйдя из группы. Не уверен, что он принимал участие в записи, но на видео с телефильма The Rock'n'Roll Circus он присутствует.
Песня на самом деле классная, как и весь альбом. В этот период у группы. несмотря на имидж "плохих парней" и общую неустроенную направленность творчества периодически появлялись удивительно светлые композиции. Это одна из них, в оригинале в припеве бэк-вокал исполняет детский хор ангельскими голосами. На видео всё попроще, но зато в живую. Да, ещё один факт из новейшей истории - эта песня сопровождала президентскую компанию Дональда Трампа, под неё он и был объявлен победителем. Лично для меня этот факт ничего не значит, но может быть кому-то и будет интересно. В списке NME песня тоже присутствует. но на 296 месте. Там шестидесятые вообще не в почёте
Двумя местами выше, на 99 месте знаменитейшая композиция группы Creedence Clearwater Revival, которая прочно ассоциируется с американской военной компанией во Вьетнаме. Это Fortunate Son - песня и в самом деле антивоенная. Выйдя в ноябре 1969 года сингл через год уже стал золотым, хотя первых мест композиция не брала. Но и конкуренция в чартах того времени была поистине бешеной, сами понимаете
А вот угадайте-ка кто на 91 месте в Топ-500 и на третьем, если говорить только о хитах 1969 года? А вот сам Элвис Пресли! Король не только жив, но и взял первое место в американских чартах с композицией Suspicious Minds ("Подозрения") - правда случилось это с Элвисом в последний. семнадцатый (!) раз. Никогда не понимал взрывной популярности Элвиса в США, учитывая. что и автором-то он был считанное число раз. Но я и воспитан на несколько другой музыке, хотя определённые достоинства и новаторство Пресли в 50-х признаю - вокальная манера, сценическое поведение, чёткое выделение рок-н-ролльных мотивов из уймы стилей. существовавших в пятидесятые. В общем давайте послушаем Пресли-1969 - в общем-то шлягер, хотя какой-никакой даже рифф имеется
На 75 месте Led Zeppelin и их величайшая Whole Lotta Love. Всё, что я мог написать про этот образец хард-рока, я написал недавно в статье Whole Lotta Love: от источника к шедевру. Так что мне остаётся только поставить клип с этой композицией
В английском New Musical Express эта величайшая цеппелиновская композиция аж на 456 месте. Тоже мне соотечественники, очень странный список в этом NME - к слову о том, что меня в комментариях критикуют за выбор основным источником Rolling Stone. Но ей Богу, он объективнее британского, какие бы перегибы там ни случались.
Но вот первые места лучшей композиции 1969 года в обоих изданиях совпадают. И это Gimme Shelter группы The Rolling Stones, композиция, открывающая альбом Let It Bleed и довольно знаковая композиция с интересной структурой и прекрасным соло Кита Ричардса. В этот период группа довольно уверенно утвердила себя в хард-роке, появился новый жёсткий звук. Это совпало по времени с приходом в группу хорошего гитариста Мика Тэйлора и этот золотой период группы я с ним связываю. Хотя, конечно, на виду и на слуху две другие фигуры - Мик Джаггер и Кит Ричардс. Кроме того. последними альбомами и синглами The Rolling Stones показали вполне серьёзную основу своего творчества. В сиписке Топ-500 RS композиция заняла 38-е место, а в британском NME аж 29-е. На мой взгляд вполне заслуженно. Соло Ричардса, которое звучит в середине композиции, я считаю одним из самых интеллектуальных соло в хард-роке, несмотря на всю противоречивость фигуры самого Кита
На этом с 1969 годом заканчиваем. На очереди 1968 год - сейчас как раз декабрь 2018 года и можно подвести в течение последнего месяца года итоги периода пятидесятилетней давности. Целый длинный перечень альбомов справят свой полувековой юбилей, как и множество замечательных групп, появившихся в 1968 году.
До встречи!
Все остальные обзоры по года, начиная с новейших времён, вы можете прочитать в статьях по ссылкам:
Вводный критический обзор
- Шестидесятые - 1969 (1), 1969 (2), 1969 (3)
- Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978), выпуск 4 (1977), выпуск 5 (1977), выпуск 6 (1976), выпуск 7 (1975), выпуск 8 (1975), выпуск 9 (1974), выпуск 10 (1973), выпуск 11 (1973), выпуск 12 (1972), выпуск 13 (1972), выпуск 14 (1972), выпуск 15 (1971), выпуск 16 (1971), выпуск 17 (1971), выпуск 18 (1970), выпуск 19 (1970), выпуск 20 (1970)
- Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
- Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
- Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)