На самом деле VR-фильм (то есть, фильм в виртуальной реальности) я посмотрел ещё в конце прошлого года, но, видимо, мои эмоции были настолько сильными, что я не смог спокойно сесть и всё описать. Теперь чувства улеглись и остался только опыт, который вы можете оценить. Решайте, в правильную ли сторону движется кино.
Что такое фильм в виртуальной реальности?
Очень просто. Вы надеваете специальные очки с наушниками. Они довольно массивные и держать их на голове непривычно. Это такой шлем, в котором вы не видите и не слышите ничего, кроме самого фильма. В руки дают два контроллера с кнопками — запуск, пауза, стоп, действие. Знакомо по игровым приставкам. В очки начинают проецировать фильм, который выглядит и ощущается как реальность, которая вот прямо перед вами. Всё максимально объёмно. Можно крутить головой, ходить, поворачиваться на 360 градусов — везде вокруг будет кино.
Что я смотрел?
«VR. Сферы» — не совсем художественный фильм, а, скорее, документальный — виртуальное путешествие в чёрную дыру. Придумал проект Даррен Аронофски («Чёрный лебедь», «Реквием по мечте»), а озвучили Джессика Честейн, Патти Смит и Милли Бобби Браун. Кино получило главный приз на фестивале в Венеции, а в Москве показывалось в рамках фестиваля «Политех 360».
Фильм поделен на три части по 15 минут. Каждая посвящена своей теме: от рождения звёзд до столкновения огромных чёрный дыр. У каждой — свой рассказчик и своя режиссура. Например, в первой части вы много взаимодействуете с окружением, играете, выполняя задания. Третья часть наоборот, предельно кинематографична. Ничего делать не надо, только наблюдать, раскрыв рот.
Если хотите одним глазком подсмотреть, как выглядит фильм — то вот видео. Но ощущения, конечно, СОВСЕМ не те, как от самостоятельного погружения:
Насколько это круто и что дальше?
Технологии неизбежно привели нас к тому, чтобы не просто смотреть на картинку на плоском экране, а максимально погружаться в художественную реальность. VR — это совсем другой опыт, не сравнимый с походом в кинотеатр. Тело, лишенное привычных точек опоры (вы ничего не видите и ничего не слышите из внешнего мира) воспринимает всё виртуальное очень ярко. Вы почти физически ощущаете, как галактика кружится вокруг вас, как летят астероиды (и вы хотите от них увернуться!), как мучительно вас затягивает в воронку горизонта событий. Невероятно.
VR будет постепенно набирать обороты. Пока это слишком сложно и дорого — нужно помещение, очки, наушники, ассистенты. Показать фильм на большом экране в сотни раз дешевле.
Но люди будут идти за уникальным опытом и переживаниями. 15 минут в VR я обсуждал с друзьями дольше, чем любой фильм, который посмотрел за последние полгода. VR своими возможностями привлекает лучших режиссеров мира. На том же Венецианском фестивале, где Даррен Аронофоски представлял «VR. Сферы», Алехандро Гонсалес Иньярриту («Бёрдмен», «Выживший») тоже поражал всех VR-проектом «Плоть и песок». О нём я подробнее писал тут.
Так что если у вас есть возможность — прикоснитесь к будущему уже сейчас. Это первые шаги совсем молодой индустрии. Тут пока много ошибок и неточностей, но также хватает страсти и интереса. Правильно срежиссированный VR-фильм подарит вам невероятные эмоции.
Ну и обязательно убедитесь, чтобы очки удобно сидели на голове, нигде ничего не жало и так далее. Иначе вы будете думать только о том, как вам натирает ремешок.
После этого текста советую почитать, какие фильмы популярны в Китае. Отличается ли их вкус от нашего? Или в топ-250 то же самое, что и на КиноПоиске?