Те, кто жил в восьмидесятые помнят, какое впечатление произвёл неожиданно возникший на наших унылых дорогах этот яркий, спортивный, современный автомобиль! Это сейчас он уже примелькался, взгляд не выделяет его из потока. По прошествию лет уже никому не придёт в голову говорить о изяществе и новизне этого стиля...
"Спутник" (вдруг кто не помнит, что это оринальное название ВАЗ-2108) ворвался в нашу жизнь вместе с тем Ветром Перемен, который начал упорно дуть в Пятилетку Пышных Похорон. Анонсированный еще на XXVI съезде в 1981 году, мельком показанный на одной фотографии и на двух чертежах в январском номере "За-Рулём" за 1984 год, во всей красе он предстал на обложке ноябрьского номера. Вот тогда и появилась надежда на то, что новый автомобиль родился!
В 1985 году он "пошёл в продажу" по цене 8345 руб. Я не знаю, кем нужно было быть в 85 году, чтобы приобрести новый "Спутник" - космонавтом, комбайнёром - героем труда, разведчиком? Знаю, что у простых людей такой возможности тогда не было.
Тем не менее, Ветер Перемен нарастал. В апрельском номере (не отсюда ли пошла традиция праздновать первое апреля), рассказыващем очередные факты о конструкции ВАЗ-2108, половина журнала занята "ИНФОРМАЦИОННЫМ СООБЩЕНИЕМ" о кончине Генерального Секретаря Черненко и назначении на эту должность Михаила Сергеевича Горбачёва.
Восьмёрка стала символом нового времени, вещественным олицетворением Перестройки, отлично ассоциируясь с Онегиными, открывающими кооперативы, не стыдящимися заниматься тем, что еще совсем недавно называлось спекуляцией. Несколько позже на чёрных тонированных в хлам "зубилах" носились уже те, кому и торговля казалась слишком медленным и напряжным способом заработка.
В техническом плане значение "Восьмёрки" могло бы быть более заметным. Разработанная совместно с Порше (и это не миф), машина была очень современной на тот момент, принесла новые технологии и знания. Если бы АвтоВАЗ мог использовать их по назначению, а не просто эксплуатировать наработки все эти годы, то возможно, не и потребовалось бы замещение наших устаревших моделей французскими.
Пожалуй, самым интересным автомобилем из всего обширного семейства "Самара" является 300-сильный спортпрототип Lada EVA (EVA - Экспериментальный Вильнюсский Автозавод) Стасиса Брундзы. Её готовили в 1986 году для выступлений на Чемпионате Мира по ралли в группе "Б". Но эта история настолько интересная, что ей следует посвятить отдельную статью.