Найти тему

"Синдром вахтера". Как общаться с тем, кто вымещает на нас свои комплексы

"Я человек маленький!", - так говорят герои русской литературы. И очень жаль "маленьких людей" с их ничтожной жизнью; даже не жизнью - прозябанием. А иногда дайте вы власть такому "маленькому человеку", скажем, посадите его в регистратуру больницы или пропуска проверять, давать разрешения или запрещать что-то, - очень изменится этот "маленький человек". И так начнет вымещать на других свой комплекс неполноценности, что ахнешь.

Тот, кто себя считает "маленьким", несчастным, бедным, жалким, на самом деле испытывает крайнее недовольство своим положением и считает, что заслуживает лучшего. Непонятно за что, но заслуживает! А все лучшее захватили другие люди, вот почему "маленький человек" ничего не получил. То есть, получил, но мало! Маловато будет. Он достоин лучшей жизни просто потому, что он - это он. Обратная сторона комплекса неполноценности - мания величия, вот в чем дело. Потому и подчеркивает человек свое убожество и слабость; называет себя "маленьким", сетует на несправедливость жизни. Царь Иван Грозный тоже любил свое ничтожество подчеркнуть, назвать себя "недостойным рабом" или еще как. А что творил - даже страшно становится...

И у "маленького" человека возникает "синдром вахтера". Если хоть что-то в его власти, он будет этой властью упиваться и мучить других людей. Это месть. Это подчеркивание своей важности. Он может пустить, а может - не пустить. Может дать справку, а может заставить вас еще раз прийти. Может нахамить, унизить, - ведь от него кто-то зависит! Вот он и превращается в Ивана Грозного или в помещицу Салтычиху. И испытывает крайнее удовольствие от того, что может куражиться над людьми. Это психологический садизм.

При общении с таким "вахтером", кем бы он ни был, нельзя разговаривать слишком вежливо и проявлять неуместную деликатность. "Будьте любезны", "сделайте милость", "пожалуйста, будьте добры", - хорошие слова. Только "маленький человек" их воспринимает как слабость. Значит, надо вами можно поиздеваться. И что-то вам очень нужно, раз вы так вежливы и угодливы. Поэтому разговаривать надо вежливо, но официально, коротко, веско. Официальный тон сбивает "вахтера" с толку - а вдруг вы тоже "вахтер", только рангом повыше? Вдруг вы начальник?

Начальников-то "маленький человек" и боится. Поэтому обращение к начальству в случае издевательства - единственный выход. Не вступать в конфликт и дискуссию, сразу требовать начальника и писать жалобу. Немедленно вызвать вышестоящее лицо - единственный способ победить "вахтера".

Эмоции проявлять не надо - ими человек с синдромом вахтера питается и подзаряжает свое Эго. Надо же, он заставил хорошо одетую даму плакать! Значит, он силен! Он вынудил интеллигента ругаться - значит, он всемогущ! И другие люди куда слабее и хуже, чем он...

Только эти правила могут облегчить контакт с "вахтером". И понимание, что за издевательствами и хамством скрывается страшный комплекс неполноценности. Что бы ни думал о себе такой "вахтер", подсознательно он чувствует, кто он. Злое ничтожество, которое ничего не достигло в жизни из-за лени, бездарности, глупости... В лучшем случае, он всю жизнь будет "пущать или не пущать", в худшем - потеряет и эту работу из-за жалоб посетителей. В Китае, например, таких "вахтеров" судят наравне с коррупционерами. Может, это и правильно. Но и нам надо вести себя правильно, чтобы избежать ненужного конфликта и сберечь энергию.

Анна Кирьянова