Интернет - очень бурная среда обитания. Всё здесь меняется очень быстро. Дизайн сайтов, механика поисковых систем и алгоритмы раскрутки - ничто не стоит на месте. Те немногие сведения, что я почерпнул из разных мест лет пять или даже год назад, сегодня уже безнадёжно устарели. В попытке угнаться за современными тенденциями я и попал на «Медиаграмотность».
Что это такое. «Медиаграмотность» — семинар, который проводится в стенах Циферблата каждый второй четверг. Занятие состоит из двух этапов. Первый — повестка дня, то есть недавно случившиеся события, касающиеся медиа-сферы. Например, в этот раз такими событиями стали успешный краудфандинг Telegram-канала, геймификация чтения на Financial Times и ноябрьский Дзен-понедельник от Яндекс.
Каждое из эти событий интересно, так что я вкратце о них расскажу. В Белгороде предприимчивый парень Владимир Корнев решил завести канал в «телеге», посвящённый событиям родного города. Результат превзошёл ожидания и в сентябре парень организовал краудфандинг с целью привлечения дополнительных рук к ведению канала. Сбор денег завершился успешно, и канал процветает. В статье по ссылке можно изучить подробнее, как именно Владимир развивал свой канал.
Сайт Financial Times ввёл игровую систему «Knowledge Builder» (букв. "Строитель знаний") для постоянных подписчиков — если что, речь о платной подписке. Теперь у каждой статьи есть рейтинг «полезности», который определяется по разным факторам. Например, для читателя, знакомого с другими статьями на ту же тему, новая будет иметь меньший рейтинг. Таким образом подписчик лучше понимает, как чтение конкретной статьи увеличивает объём знаний у него в голове. Эксперимент оказался удачным, количество дочитываний и просмотров резко возросло.
Полагаю, в будущем нас ждёт больше самых разных систем, подразумевающих вовлечение читателя в некую игру по изучению статей. Стоит заметить, что вообще "игроизация" в последнее время захватывает очень многие сферы жизни. Обучение в школах и за её пределами стараются превратить в игру, в бизнесе некоторые руководители начинают вводить системы достижений и бонусов. Ну а соцсети, считай, с этого и начали - с количества подписчиков и социального капитала в ЖЖ (я, к слову, оттуда пришёл, если что).
Дзен-понедельник — это периодические лекционные мероприятия, проводимые компанией Яндекс в поддержку платформы Яндекс.Дзен. Запись ноябрьского понедельника можно посмотреть на YouTube. Ключевое, что пересказывал Григорий Ермаков, один из организаторов Медиаграмотности — это история о том, что творится с медиа-сферой в Китае. Где уже всё интересно тем, что «народные СМИ», т.е. блогеры, занимают около 60% всей массы. И это только начало, там ещё свои особенности в плане монетизации имеются, весьма любопытные. Стоит заметить, что в записи Дзен-понедельника выступлений шесть и выше описано лишь первое из них. Впрочем, оно было самым интересным. Если вдруг вам интересно, я могу вкратце изложить весь этот Дзен-понедельник и высказать своё мнение. Ну мало ли, вдруг это кому-то интересно.
Второй этап Медиаграмотности — обучающий. Берётся какой-то конкретный элемент интернет-журналистики, который используется всеми, и разбирается на примерах. Как это работает, какие типичные ошибки встречаются и как делать правильно. В этот раз таким элементом была «подводка» — текст, предваряющий ссылку на ресурс при представлении в соц.сетях. Скажем, мне надо, чтобы люди прочитали эту статью про медиаграмотность. Значит, мне надо как-то её представить, чтобы по ссылке в ВК, например, перешло как можно больше человек. Как это делается, и рассказывали на мероприятии.
Скажу честно — я был уверен, что более-менее в курсе, что такое эта подводка и как её делать. Что оказалось неправдой. Сработал тот самый момент с устаревшей информацией. Очень частный пример — тот факт, что хэштеги в ВК не работают, если их в посте стоит больше пяти, мне был неизвестен.
Таким образом, это было крайне интересное и познавательное мероприятие, и я хочу посетить его в следующий раз. Помимо информации, хороша и подача. Ведущий говорит простым и понятным языком, на все вопросы отвечает быстро и без «воды». С одной стороны, это вещи, которые кажутся очевидными, с другой — это вопрос практики и навыка, которые есть не у каждого. На том же Дзен-понедельнике у половины выступающих наблюдались проблемы с этим. Сложно передать, насколько осложняет отсутствие хорошей подачи рассказ о чём-либо полезном и новом.
Чем это мероприятие не является. Это не какой-либо курс, который идёт от и до. То есть не стоит надеяться на последовательность и основательность. Что вообще и понятно — мероприятие периодическое, постоянной аудитории пока нет и делать курс из него бесперспективно.
Подведём итог. «Медиаграмотность» — это интересное новое мероприятие, которое позволяет быть в курсе последних тенденций в медиа-сфере, а также подтянуть свои навыки в плане раскрутки. Также это позволяет лучше понять, как вообще работает Интернет-пространство. Если вы живёте в Ростове, то рекомендую подписаться на группу в ВК и следить за обновлениями.
Такие дела.