Говоря о бронетехнике Второй Мировой войны, в тени танков остаются незамеченными легкие бронемашины. А ведь порой, их вклад оказывался не менее весомым. Особенно, учитывая универсальность ББМ того периода. Изначально, проходимость «классических» бронемашин с колесной формулой 4х4 уступала танкам, что мешало идти с ними в одном строю. Но еще до начала войны в Германии была создана новая концепция, которая предопределила облик БТР на годы вперед. О ней мы сегодня и поговорим.
Шестиколесная попытка
В 1932 году для нужд вермахта был создан бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 представлявший собой бронекорпус, водруженный на шасси грузовика Büssing-Nag G31 с колесной формулой 6х4. 6-тонная машина приводилась в движение 70-сильным мотором. А ее вооружение состояло из 20-мм пушки KwK 30. В версии Sd.Kfz. 232 вооружение уступило место радиостанции с бугельной антенной. Всего было построено чуть более 150 трехосных бронемашин.
Машина получилось слишком тяжелой для своего мотора, а проходимость трехосного шасси оставляла желать лучшего. К лету 1940-го года машину постепенно вывели в резерв, начав поиск замены. Стоит отметить, что еще в 1927 году, до принятия на вооружение Sd.Kfz.231, компании Daimler-Benz и Magirus уже работали над прототипами с колесной формулой 8х8, а в Bussing-NAG представили десятиколесную машину. Правда, тогда это показалось слишком дорогим для скромных ресурсов Рейхсвера. Но что может быть важнее военной необходимости?
Самый современный БТР
В 1937 году инженерам Bussing-NAG поручили сдуть пыль со своего четырехосного прототипа – началась разработка ББМ серии GS. Машина основывалась на раме, подвеска всех колес – полунезависимая. Шасси было полноприводным и полноуправляемым – впервые в мировой практике. Масса машины едва превышала 8 тонн, но и мотор она получила более мощный – 7,9-литровый V8 L8V-GS мощностью в 150 сил. С 1939 года на машину начали монтировать его форсированную до 180 лошадиных сил версию. Трансмиссия обладала сухим двухдисковым сцеплением и КПП с тремя передачами вперед, и тремя – назад. А наличие реверса позволяло двигаться задним ходом с максимальной скоростью.
В отличие от предшественника, изменилась компоновка. В 8-колесной машине двигатель располагался сзади, а водитель – в передней части. Как и раньше, командир и наводчик размещались в средней части корпуса – во вращающейся башне. Но им составил компанию радист, выполнявший функции водителя заднего хода. У обоих мехводов было по 4 смотровых амбразуры. Для входа\выхода было установлено два люка по бортам, и один – в верхней лобовой детали.
Базовой была версия Sd.Kfz.231 – с 20-мм пушкой KwK 30 и пулеметом MG-13. Примечательно, что огонь мог вестись лишь одновременно – из пулемета и пушки. Прицел – телескопический TZF6. Также у командира был свой перископический прибор наблюдения, к которому мог крепиться фотоаппарат. Машины с радиостанцией Fu 11 SE80 получили обозначение Sd.Kfz.232. На 8-колесном шасси, кроме того, выпускали командно-штабную версию Sd.Kfz. 263 schwerer Panzerfunkwagen. Она лишилась пушки и вращающейся башни, но получила мощную радиостанцию. Наиболее вооруженным вариантом был Sd.Kfz. 233 с короткоствольной 75-мм пушкой в открытой рубке. Бронирование состояло из наклонных листов толщиной в 6-15 миллиметров. Самые защищенные области – лоб башни и маска орудия. Масса самых тяжелых вариантов машины достигала 8,8 тонн, что не мешало им достигать скорости в 85 км\ч, расходуя до 70 литров бензина на 100 километров.
Так как 8-колесная новинка должна была заменить трехосного предшественника, ему оставили тот же индекс – Sd.Kfz.231, но с пояснением - 8-Rad. До мая 1936 года проходили всесторонние испытания машины. После чего ее приняли на вооружение.
А уже в 1938 году машину модернизировали: автопушку KwK 30 заменили длинноствольным вариантом KwK 38 с увеличенной начальной скоростью полета снаряда. А пулемет MG-13 уступил место современному MG-34. Бронирование тоже незначительно увеличили – надмоторную плиту усилили дополнительным листом 8-мм накладной брони. А с конца 1940 года в передней части корпуса начали крепить блоки выносной брони, толщиной в 10 мм (PakschQtz). В таком амплуа Sd.Kfz.231 (8-Rad) выпускали до 1942 года, остановившись на отметке в 607 машин.
Боевое применение
«Дебют» четырехосных машин состоялся уже в 1939 году – в ходе Польской компании. Тогда каждая танковая и моторизованная дивизия включала две роты разведывательных бронемашин. Всего – шесть Sd.Kfz 231 и шесть Sd.Kfz.232 в каждой дивизии. В Польше подтвердились высокие характеристики машин, более того – они превосходили большинство польской бронетехники по защищенности и вооружению. Несколько иная ситуация была во Франции. С одной стороны, сеть дорог позволяла реализовать высокую мобильность разведчиков на Sd.Kfz.231, а с другой – 20-мм пушки уже не могли поразить французские танки. Впрочем, они для этого и не создавались.
В 1940 году командно-штабной Sd.Kfz.263 был передвижным командным пунктом Эрвина Роммеля – командира 7-й танковой дивизии. В следующем году в составе DAK в Северной Африке находилось два разведывательных батальона на четырехосных машинах. Они внесли неоценимый вклад в победы начального этапа, но с другой стороны – в условиях пустыни, лишенные «тропической» подготовки машины часто перегревались и выходили из строя.
Поистине серьезным испытанием для разведчиков стала Советская компания. На распутице весной и осенью колесная была практически бесполезной. Да и 20-мм пушка к тому моменту перестала быть сколь-нибудь устрашающим аргументом. Внушительные потери первых боев резко сократили парк ББМ. Тем не менее, до последних дней войны 8-колесные машины оставались на службе разведывательных подразделений.
Итоги
В отличие от многих других военных новшеств, которые применял Вермахт, 8-колесный Sd.Kfz. 231 оказался жизнеспособной конструкцией. Его мобильность с лихвой компенсировала недостаток бронирования, а обилие модификаций обусловили широту его применения. В отличие от танка, результативность применения которого можно относительно легко «измерить», с ББМ ситуация иная. Но тот факт, что эти машины находились в строю до конца войны – говорит о многом. А широкое распространение четырехосных ББМ в наши дни говорит о том, что 8-Rad обогнал свое время. В 1944 году на смену этой машине пришел Sd.Kf.234 – более защищенный и мощный. Он стал вершиной развития идей, заложенных в 8-Rad. Но реализовать их в полной мере, к счастью, не удалось.
Спасибо за внимание! Не забудьте поставить «палец вверх» если материал оказался вам интересным или полезным. Для уточнений и дискуссий – прошу в комментарии. По ссылкам ниже – тексты об иной колесной бронетехнике:
-Sd.Kfz. 251: послевоенное применение немецкого БТР