Юрий Поздняков
В городе Бирске в сентябре 1979 года состоялся зональный конкурс секретарей районных и городских газет Башкирии. Оценивались сочинения на заданную тему, правка материала, учитывалась степень креатива при составлении макета газетного номера. Я был горд тем, что вернулся домой с дипломом «Мастер – золотые руки», заняв 3-е место. Храню его вместе с коллективной фотографией, подаренной каждому участнику на память. В конкурсной комиссии состоял и молодой журналист Владимир Тулупов, работавший в ту пору заместителем ответственного секретаря республиканской молодежной газеты «Ленинец».
Недавно в «Истоках» прочел поэтическую подборку за подписью «В. Тулупов». Она тронула меня щемящей нотой искренности и глубокого лиризма. Нежно и проникновенно написано о старых уголках Уфы. Отзыв о стихах послал в редакцию. Через какое-то время получаю письмо из… Воронежа! Владимир Тулупов выражал мне признательность за лестную оценку его творчества, при этом не преминув оговориться, что достоинства данных «виршей» мною весьма преувеличены.
Так, спустя почти сорок лет после первой встречи у нас завязалась переписка. В какой-то момент подумалось: а почему бы не взять из писем что-то интересное для наших читателей? Соблюдая корректность, испросил на это согласие моего визави и получил ответ: если найдете моменты, заслуживающие внимания читательской аудитории, то попробуйте. В результате получилось нижеследующее интервью.
– Владимир Васильевич, расскажите, пожалуйста, о своем детстве.
– Уфа – мой родной и любимый город. До сих пор мы в семье путаем «у нас – у вас»… Династия Тулуповых учительская, и сам я ментально ощущаю себя прежде всего учителем. Мне нравится преподавать, сознавая, что тебе внимают и тебя понимают. Мой отец, израненный на фронте, умер, когда я был мальчишкой. Я после трех сестер четвертый ребенок. Сколько себя помню, всегда находил полезное занятие. Это идет от предков. Мы жили в частном доме в Лопатино, что у Курочкиной горы, видел, как мама, агент госстраха, крутилась круглые сутки, разрываясь между домашним хозяйством и служебными обязанностями. В деревне, где проводил каждое лето, наблюдал, как от зари до зари трудились бабушка и дедушка. Пока мама была жива, старался навещать свою малую родину ежегодно, теперь – как получится. Приезжаю к сестре и племяннице, встречаемся с дядей, с двоюродными… Отпуск у меня, как правило, дробный – неделька дома, неделька на море…
– Мне показалось немного странным, что вы предпочли другой город, ведь ваша карьера в Уфе складывалась успешно, насколько мне известно, вам даже предлагали в возрасте 33-х лет (!) стать редактором главной республиканской газеты «Советская Башкирия».
– Да, но прежде полагалось вступить в партию… Впрочем, все по порядку. Я с детства рисовал. Окончил ДХШ № 1, располагавшуюся на ул. Ульяновых, недалеко от знаменитых черниковских восьмиэтажек. В начале 70-х, учась на филфаке БГУ, публиковал свои первые заметки в многотиражке «Знамя Октября». Однажды с другом Лазарем Дановичем (ныне живет в Израиле, но мы и переписываемся, и перезваниваемся, иногда и встречаемся) заглянули в только что созданную газету «Уфимская неделя». Оба, что называется, пришлись ко двору. Поначалу мы в основном иллюстрировали рекламу, сопровождая ее стишками, рисовали заставки, шаржи, карикатуры. С этого издания началась и со временем натопталась моя журналистская тропа. В 1981–1985 гг., параллельно с преподавательской деятельностью в университете, редактировал эту газету, тираж которой доходил до 300 тыс. экземпляров! В киосках «УН» придерживали под прилавком и продавали с нагрузкой. Мне кажется потому, что люди были перекормлены официозом, а полезная, жизненно важная информация, которую публиковала «УН», была в СМИ в дефиците. Например, мы одни из первых в стране открыли на своих страницах бюро знакомств.
Сейчас отделы писем, к сожалению, вымываются из редакций «за ненадобностью», а в те годы они по праву считались основными. В «Вечёрке», с которой я вне-штатно сотрудничал студентом, в этом отделе работал Саша Касымов. Он очень корректно правил мои первые заметки, щадя самолюбие начинающего автора. И вообще, это был талантливый, внимательный, теплый человек. Я очень расстроился, узнав о его безвременной кончине. Затем – работа в штате «Ленинца», «Вечерней Уфы», участие в организации Башкирского журналистского агентства (БЖА) и газеты «Деловой человек». С чувством благодарности вспоминаю своих первых редакторов – Амира Вали-това, Вазира Мустафина, Явдата Хусаи-нова, добрых коллег, настоящих «зубров», «акул пера» Николая Тамайчука, Иосифа Гальперина, Виктора Скворцова, Рината Файзрахманова, Фарита Шарипова, Аллу Докучаеву, Юрия Дерфеля, незаменимого, самоотверженного выпускающего (была такая профессия) Елену Галанову. Да и не перечислить всех, кто делился со мной секретами мастерства. Но имя одного человека нельзя не назвать – Валерия Сесюнина, который вел в БГУ нашу журналистскую специализацию, а затем много лет деканствовал на журфаке УрГУ.
Именно его я считаю своим первым учителем журналистики, влюбившим меня в газету. Затем в Доме печати я проходил практическую школу прессы, научился работать в команде, получил начальный опыт руководства и менеджмента. В 1981 г. основным местом моей работы стала кафедра советской литературы БГУ, а по совместительству я редактировал «Уфимскую неделю». Вскоре, после окончания аспирантуры Воронежского университета, защитил диссертацию по оформлению областных молодежных газет.
В конце восьмидесятых я, уже доцент и замдекана филфака, получил приглашение заведовать кафедрой теории и практики журналистики ВГУ. Ответил согласием участвовать в конкурсе, прошел его и в 1990 г. с семьей выехал в Воронеж. Местный университет, который в будущем году отметит столетие, привлек меня прежде всего своей солидной базой и школой, что не удивительно: журналистику в ВГУ преподают с 1961 г. Поскольку я без практики жить не мог, то сразу же стал налаживать связи с редакциями: начал в секретариатах газет «Авось!», «Воронежский курьер», «Независимый курьер», продолжил редактором приложения «Утюжок», деловой газеты «Инфа». В вузе многое удалось осуществить.
Уже 27 лет заведую кафедрами (теории и практики журналистики; средств массовой коммуникации и рекламы; рекламы и дизайна), 23 года нахожусь на посту декана факультета журналистики, рейтинг которого один из самых высоких в России и в мире. Постоянно публикуюсь в областных и российских изданиях, много лет редактирую научно-практический альманах «Акценты» и серию «Филология. Журналистика» ВАКовского журнала «Вестник ВГУ». Не так давно состоялась 26-я Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы массовой коммуникации», председателем оргкомитета которой являюсь все эти годы.
– Что скажете о нынешней молодежи?
– Я руководитель с демократическими принципами, «ежовые рукавицы» в нашей среде категорически не годятся. Не опускаюсь до ворчания и упреков. С молодежью надо заниматься, тактично направлять, учить думать, сопоставлять, прививать вкус к познанию, искать эффективные формы образования и общения. Я, например, до сих пор вывожу футбольную команду преподавателей и студентов жур-фака на поле во время ежегодного турнира по мини-футболу среди воронежских журналистов. Кстати, в свое время у меня писал дипломную работу племянник Мустая Карима – Ильдус Каримов, который недурно играл в хоккей. Он и защитился по спортивной тематике.
– Владимир Васильевич, у вас есть выпущенные книжки, а сейчас, когда высвобождается время, пишете цикл воспоминаний под названием «Былинки». Стало быть, вы с полным основанием можете причислить себя к когорте пишущих художественные вещи. В связи с этим позвольте спросить, что вы думаете по поводу региональных союзов писателей, нужны ли они, есть ли от них польза?
– Любые творческие союзы считаю благом, если слова (программы) не расходятся с делом (собственно с творчеством). Очень важна роль лидера – не формального, а духовного авторитета. Конечно, и в таких организациях много рутины, но умный вожак сумеет найти под каждую функцию способного исполнителя.
– Вы обладаете даром пейзажиста и портретиста, сочиняете замечательные стихи со своей, «тулуповской», особинкой, вы со школьных лет приверженец театра. Хочу надеяться, что обо всем этом у нас в скором будущем состоится отдельная беседа. А пока поведайте нам о своей семье, о том, как удается сохранять форму. О вас говорят, что по Тулупову можно сверять часы: в 7:30 – как штык, на работе!
– Супруга, Тамара Варисовна, тоже филолог; будучи школьным учителем была отмечена президентским грантом. Сотрудничает с университетскими подготовительными курсами. У нас трое детей, радуют внук и две внучки. Старший сын Костя, победив в первой телепередаче «Умницы и умники», окончил МГИМО, аспирантуру, еще два вуза, трудится в Ато-мэнергомаше. Дочь Ксения – кандидат наук, преподает журналистику в одном из московских вузов. Наш младшенький – Василий, защитив диссертацию, работает в редакции и на факультете.
На досуге люблю читать классику. Кого-то выделить – непростая задача, ведь меня уже трудно чем-либо удивить. Недавно стал перечитывать позднего Катаева и даже написал статью для венгерского журнала «Slavica». Кстати, высоко ставлю его духовного отца – Ивана Бунина, уроженца Воронежа. Что касается современной беллетристики, то нравится Юрий Поляков, только что прочитал его книгу «По ту сторону вдохновения». Ценю публициста и гражданина Захара Прилепина, интересным показался его «Взвод». Восемь лет веду телепередачу «Встречи на журфаке», на основе своей двухлетней радиопередачи выпустил книгу «Азбучные истины». Разумеется, ежедневно просматриваю свежую прессу, привлекает профессионализмом «Российская газета» – чувствуется крепкая рука главного редактора В. Фронина, когда-то начинавшего в «Комсомолке».
Всю жизнь дружу со спортом. В последнее время ограничиваюсь бильярдом и плаванием в бассейне. Физическая активность помогает выдерживать большие психологические, интеллектуальные нагрузки и получать удовольствие от жизни.
#критика #литература #книги #газетаистоки #уфа #краеведение #башкирия #кино #психология #евровидение #воспоминания