Зимняя канавка и окружающий ее архитектурный ансамбль представляют собой один из открыточных видов Санкт-Петербурга. Множеству туристов интересна необычная конструкция перехода, который над водой канала соединяет Большой Эрмитаж и здание Эрмитажного театра.
Этот канал, соединивший Неву и Мойку, был сооружен таким образом, чтобы Петр Великий выйдя из Зимнего дворца, мог сразу воспользоваться водным транспортом. Именно по месту расположения канал и получил название Зимний. Интересно, что впервые топоним Зимняя канавка зафиксирован в 1801 года.
В момент постройки канала в первые десятилетия восемнадцатого века здесь были два деревянных моста, которые могли подниматься и давать проход судам.
Чуть позже эти мосты были перестроены в камне. Именно один из мостов - Эрмитажный, потом стал тем крытым переходом, С течением времени мост немного перестраивали, сделав его чуть более «горбатым» чтобы прогулочные катера могли пройти под его аркой.
В один из осенних дней позапрошлого века газеты Петербурга в рубрике происшествий опубликовали заметку о девице Юлии Перовой, которая бросилась в воды Зимней канавки, сживая в руках фотографию неверного возлюбленного.
Мостик Лизы
О мистической и недоброй ауре этого места в своих воспоминаниях упомянул великий русский композитор П. И. Чайковский.
Будучи натурой экзальтированной и впечатлительной Петр Ильич добавил сцену самоубийства несчастной Лизы в «Пиковую даму», впечатленный историей несчастной мещанки Перовой. Чайковский попросил своего брата добавить трагическую сцену в либретто оперы. Очень часто декорации «Пиковой дамы» в сцене самоубийства Лизы рисуются по образу Зимней канавки. Именно поэтому среди коренных горожан его называют «Мостиком Лизы».
Иногда, призрак несчастной утопленницы появляется на месте своей смерти, внушая несчастным влюбленным прекратить свои страдания. Так, что не стоит прогуливаться поздним осенним вечером вдоль моста, если вы несчастливы в любви, дабы не столкнуться с призраком и не рисковать своей жизнь.