Ветеран русско-японской войны Сугимото прибывает на остров Хоккайдо, чтобы найти клад с золотом и помочь вдове своего товарища. В ходе поисков он знакомится с Асьрипой, девочкой из народа айну, издревле проживавшем на этом острове. Сугимото и Асьрипа решают вместе найти этот клад и ввязываются в противостояние с другими группировками охотников за сокровищами.
Занимательная айнология
Первое открытие, которое ждёт любого зрителя, не знакомого с мангой, состоит в том, что аниме «Золотой Камуй»— это путеводитель по миру айнов. Этот факт выбивает почву из-под ног любого, кто ожидает от истории классическое приключение, в котором другая культура является не более чем фоном. И не стоит обманываться —«Камуй» скорее криминальная комедия, нежели авантюрная история в духе «Копий Царя Соломона» или её производных. А потому мерить её жанровой линейкой оказывается чуточку сложнее, чем другие произведения всё из-за тех же особенностей сеттинга: время от времени айны просто перетягивают одеяло повествования и охота за золотом отходит на второй план.
Несмотря на то, что русскому человеку инстинктивно хочется ассоциировать себя с русскими солдатами, аниме не даёт никакой возможности это сделать — русские появляются лишь в нескольких скоротечных боевых сценах, а в остальное время о них лишь порой вспоминают в контексте русско-японской войны. Поэтому нам, как и любому японскому зрителю, остаётся идентифицировать себя только с Сугимото, лейтенантом Цуруми, королём побегов Сираиси, престарелым демоном из Синсэнгуми Хидзикатой и любым из других героев-японцев. И получается это очень легко, ведь каждый из них оказывается довольно понятным для нас героем.
Цуруми понимает что найденное сокровище можно с лёгкостью приумножить за счёт инвестирования в промышленность — заводы по созданию оружия. Он справедливо замечает, что войны будут всегда, а потому на них можно неплохо заработать. По другую сторону от Цуруми находится Хидзиката, мечтающий о мести и независимости Хоккайдо. Большинство героев в первую очередь движимы желанием быстро разбогатеть, но под давлением обстоятельств многие из них несколько изменят свои взгляды. Самая яркая трансформация произойдёт у Сугимото: главной его потребностью станет помощь Асьрипе. И так или иначе они все — понятные создания привычного нам мира, и поэтому столь легко получается заметить их отличие от айнов.
Айны живут небольшими поселениями, не занимаются земледелием и скотоводством, живут за счёт рыболовства, охоты и собирательства. Они живут в ритме природы, подчинены её циклам и стараются оказывать на неё минимальное воздействие. Они, в отличие от японцев, которые вовсю подчиняют природу себе, живут с ней в определённой форме гармонии, ведь если их вмешательство окажется критичным — им просто нечего будет есть. Они вполне сознательно ограничивают уровень потребления и сознательно ограничивают рождаемость — от соблюдения правил и зависит их выживаемость. Однако японцы, развиваясь в логике постоянного расширения, вторгаются в жизни айнов, а последним не остаётся иного выхода, как вовлекаться в рыночные отношения (работать на японцев) и встраиваться в общественную жизнь (идти воевать). И даже несмотря на это, айны всё равно не теряют связь с корнями, продолжая жить примерно так же, как и жили сотни лет до этого.
Между миром айнов и японцами находится Асьрипа — айна, свободно говорящая на японском. Она становится связующим мостиком между культурой её народа и Сугимото, в первую очередь для которого она на протяжении всего сериала и рассказывает об айнах и о том, как следует выживать в дикой местности. Она делится преданиями, повествует о практиках и укладах её народа, по ходу интерпретируя их так, чтобы они были понятно для Сугимото.
Из-за этого очень легко получается проникнуться их бытом, и тем большее уважение начинаешь испытывать к айнам. Они смогли достичь такой гармонии с окружающим миром, которая просто недоступна нам, детям современности.
Гастрономическая пытка
Еда в аниме — тема особая. Там она выглядит так, как редко когда выглядит в жизни. И потому каждый раз, когда герои с удовольствием кушают мозги свежеубитого животного, неподготовленный зритель будет шокирован: «Это что, едят?!» А нарочито гротескные лица будут только усиливать комический эффект каждой подобной сцены.
Для жителя города любое животное имеет в первую очередь эстетическую ценность. Мы не заводим собак, чтобы охотиться с ними. Мы не заводим кошек, чтобы они охраняли наши запасы зерна от грызунов. И уж точно мы не разводим животных для забоя — это нам попросту не нужно, так как быстрее и выгоднее купить уже разделанное мясо в ближайшем магазине. Для жителя города какая-нибудь корова существует одновременно в двух состояниях: в виде живого существа и в виде ингредиентов для приготовления пищи. А что происходит между этими моментами — загадка. В этом взгляд жителя города противопоставлен взгляду жителя деревни: у последних утилитарное преобладает над эстетическим. В случае с айнами особо важной оказывается и этическая составляющая: они благодарят животных, мясо, шкуру и кости которых получили.
Айны живут охотой и верят, что всё вокруг них, что имеет влияние на их жизнь — камуй. Они верят, что животные сами приходят к ним, чтобы обменять плоть и шкуру на дары айнов. В ход идёт всё — от кишок до глаз, и это в принципе свойственно азиатам, которые способны использовать в пищу всю тушку без остатков. Но редко в каком-то аниме делают такой акцент именно на поедании потрохов. И когда герои с энтузиазмом пьют глаза, не остаётся ничего иного, как поверить им на слово — вряд ли нам скоро представится возможность так разделать свежеубитого зверя.
Понять «Другого»
Асьрипа рассказывает Сугимото про айнов. Он слушает, но редко когда делится своими соображениями и мыслями —девочка и так в достаточной мере объясняет подоплёку каждого из ритуалов, но при этом не спорит с их целесообразностью. В этом она оказывается намного интереснее и глубже большинства героев-бунтарей, готовых идти против «системы», и героев-конформистов, которые редко когда рефлексируют себя и свои нормы поведения.
Будучи оторванным от привычных благ цивилизации, Сугимото с лёгкостью включается в ритм жизни айнов, ведь их правила не сильно противоречат его взглядам и помогают ему выживать в суровых условиях зимнего леса. Скорее всего он смог бы там прожить и без её помощи, но вместе с Асьрипой это выживание оказывается чуточку проще.
Удивительным оказывается то, насколько логичными и обоснованными оказываются правила жизни айнов. Они предстают в форме мифа, но этот миф живой, не отдалённый от практики. И поэтому эти правила оказываются столь доступны и понятны зрителю — они являются прямым отражением той реальности, в которой живёт Асьрипа. В этом и заключается сила сериала: он позволяет взглянуть на мир айнов не взглядом туриста, а глазами самих айнов, а значит — сохранить их культуру.
Авторы: редакция портала Good Old Nerpach
Постоянная ссылка на материал: https://www.crunchyroll.com/anime-feature/2018/11/30-1/--