Найти тему
Витебский Курьер

В Витебске продают кузова списанных трамвайных вагонов. Не желаете приобрести?

В наше время все продается и все покупается. Наверняка, так будет и в этом случае: раз есть товар, будет и купец.

Дело в том, что на сайте филиала «Городского электрического транспорта г. Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс» появилось объявление о продаже списанных трамвайных вагонов. Речь идет о кузовах модели 71-605 (КТМ-5), правда, стоимость этого необычного товара не указывается.

Скрин с сайта vttu.by
Скрин с сайта vttu.by

По словам работников трамвайного предприятия, некоторые вагоны этой серии еще на прошлой неделе поставили в так называемый «трупный ряд», а сотрудников перевели на другие трамваи. С одной стороны, на фоне информации о сокращении трамвайных маршрутов – это логично, но с другой – немного грустно.

-2

В чем особенности этой модели трамвая? Об этом мы спросили историка Вячеслава Голубева.

71-605 являлся самым массовым трамвайным вагоном в мире: было выпущено более 14000 штук, – рассказал Вячеслав. – Трамваи модели 71-605 ( КТМ-5) появились в Витебске в 1973 году. А габариты вагона и основные его обводы легли в основу трамваев белорусского производства модели 60102.
По сравнению с двухдверными РВЗ, МТВ и КТМ-2, которые бегали по улицам нашего города, 71-605 был явно удобнее для пассажиров благодаря третьей средней двери.
Внешний вид вагона, как тогда, так и сейчас, вызывает много споров. С одной стороны, у него более модернистичный вид по сравнению с зализанными формами РВЗ или МТВ, с другой – она излишне «рубленая». За свою внешность вагон даже получил прозвище «утюг».
Среди основных достоинств этой модели трамвая: хорошая обзорность для пассажиров, которую обеспечивали большие окна, широкие сдвижные двери, благодаря которым людям было удобно входить и выходить, светлый салон, который был несколько просторнее по сравнению с предшествующими моделями, простота конструкции и обслуживания.
Минусы вагона были обратной стороной его плюсов. Сдвижные двери с цепным приводом часто ломались, а простота конструкции обернулась крайне низкой механической прочностью корпуса. Несмотря на назначенный срок службы вагона в 16 лет, к 15 годам эксплуатации наблюдались отклонения в геометрии кузова: провисали передняя и задняя площадки, а зачастую даже середина вагона.
Витебские КТМ-ы разменяли уже третий десяток лет, поэтому неудивительно, что многие пассажиры наблюдают «поддакивание» вагона – провисание и покачивание кабины и всей передней площадки отдельно от корпуса, когда вагон входит в резонансное колебание на неровностях пути. Создается впечатление, что трамвай кивает головой.
Примечательно, что о слабой механической прочности знали конструкторы вагона, потому предусмотрительно усилили обшивку, сделав ее гофрированной. Однако это мало помогло. Слабая механическая прочность вагона показала себя в своей полноте при столкновении этого трамвая и автобуса на площади Победы.
Кроме этого, расположение сиденьев в салоне доставляло неудобство высоким и полным пассажирам. Зимой вагон был достаточно прохладный, зато летом уютный и не жаркий.
Трамвай 71-605 стал своеобразным символом Витебска. При должной эксплуатации он мог служить и дольше назначенного срока с минимальным количеством недостатков.
В тоже время, этот трамвай – последняя модель в городе еще советской эпохи, вызывает легкую ностальгию и грусть, особенно вкупе с осознанием того, что эти вагоны вскоре исчезнут с улиц Витебска.
-3

Интересно, как могут использоваться списанные трамвайные вагоны?

Оказывается, в интернете немало вариантов. Самые часто встречающиеся – переоборудовать их в сараи или в бытовки.

Сарай из старого трамвая-снегоочистителя ГС. Фото Андрея Киреева. Источник: transphoto.ru
Сарай из старого трамвая-снегоочистителя ГС. Фото Андрея Киреева. Источник: transphoto.ru
Бытовка из корпуса вагона Татра Т3. Источник: transphoto.ru
Бытовка из корпуса вагона Татра Т3. Источник: transphoto.ru

А вы не желаете приобрести частичку истории города, например, для своего приусадебного участка?