Музей-квартира Мейерхольда находится по адресу Брюсов переулок, 12 (Москва). Архитектор – Рерберг Иван Иванович. Он – создатель этого дома, первого, предназначенного для работников искусств, "дома артистов", и он же отвечал за планировку квартир, строил по пожеланию жильцов. Так появилась квартира с ассиметричными по размеру окнами и дверями, а также аркой, разделяющей большую комнату на условную сцену и зрительный зал. В такой четырехкомнатной квартире поселились Всеволод Эмильевич Мейерхольд со своей второй супругой Зинаидой Николаевной Райх, а также с усыновленными режиссером детьми от С.А. Есенина (первый муж З.И. Райх) Татьяной и Константином на период с 1928 по 1939 год.
Как музей квартира существует с 1991 года благодаря внучке Мейерхльда Марии Алексеевны Валентей. Она вернула квартиру режиссера в собственность, восстановила интерьер. В квартире много неподлинных вещей, купленных в антикварных магазинах, но схожих по стилю с оригинальными. Кабинет – комната, где хранятся личные вещи: книги, костюмы, фотографии, предметы интерьера. Помимо этого Мария Алексеевна открыла музей Мейерхольда в Пензе, на его родине. Таким образом, внучка сохранила память о великом режиссере.
Как было упомянуто, Мейерхольд родился в Пензе, в немецкой семье. Дома говорили на немецком. Отец был владельцем крупного винного завода, искусство его не интересовало. Мать любила театр и музыку, поэтому нанимала учителей для своих детей: каждый из них играл на каком-то музыкальном инструменте. Мейерхольд играл на скрипке, причем довольно хорошо. Он ездил выступать в Москву. Помимо музыки любимым делом Всеволода Эмильевича были домашние спектакли. Позднее Мейерхольд играл в городском любительском театре с сестрами Мунт в пьесе "Горе от ума" (1892). Так он познакомился со своей первой женой Ольгой Михайловной. После гимназии Мейерхоль поступил на юридический факультет в Москве. Оба его родителя были за то, чтобы их сын получил серьезную профессию. Однако в нынешней столице Мейерхольд еще более погружался в атмосферу театра и вскоре оставил факультет. Далее он принял православие, женился на Ольге Мунт, отказался от отцовского наследства и поступил в драматический кружок, который закончил с отличием. Эти действия окончательно вырвали Мейерхольда в творческую среду, которой он будет жить всю оставшуюся жизнь.
По окончанию драматического кружка Всеволод Эмильевич Мейерхольд играл во МХТе Чехова (например, роль Треплева из "Чайки" (1896)). С Антоном Павловичем он имел очень близкие дружеские отношения. Часто письма к нему Мейерхольд подписывал «твой верный пёс», выражая таким образом нескончаемое уважение.Чехов же создал персонажа Тузенбаха из "Трех сестер" (1900) специально для Мейерхольда. Тузенбах – это слияние "Тузика", т.е. собаки и Баха, немецкой фамилии, что намекает на происхождение Мейерхольда.
С начала сотрудничества МХТа им. Чехова с Саввой Морозовым Мейерхольд ушел из театра, а затем – уехал в Херсон. Херсон – город маленький и на тот момент совершенно нетеатральный. Главной целью, стоящей перед Мейерхольдом, было завоевать этот город. Сначала он занимался постановкой в нем МХТовских спектаклей, позднее – своих собственных. Так взяла свое начало режиссерская деятельность Мейерхольда. За два с половиной года он поставил 250 пьес! Среди них успешная пьеса "Акробаты", где Мейерхольд – режиссер и главный актер. В ней сюжет завязывается вокруг клоуна, который не может рассмешить свою публику, сам того не осознавая. Слава Мейерхольда вскоре дошла до Москвы, где его уже ждал Станиславский с предложением организовать совместную студию (студия на Поварской, май-октябрь 1905 года). Оба режиссера на тот момент были увлечены символизмом, и Мейерхольд принял предложение. Так появились на свет две совместные пьесы: "Смерть Тентажиля" и "Шлюк и Яу". Первая, по задумке Мейерхольда, должна была быть поставлена в театре в полной темноте, что совершенно не одобрил Станиславский. Но, включив свет, он понял, что размалеванность актеров и неаккуратность декораций смотрится еще хуже. Таким образом, он запретил ставить спектакль "Смерть Тентажиля", а "Шлюк и Яу" попался под горячую руку. Вскоре это привело к закрытию экспериментальной студии двух режиссеров. Дополнительной причиной стал временной период в России: в 1905 году людям не до театра.
Именно тогда, после провала в сотрудничестве со Станиславским, Мейерхольд получил приглашение в петербургский театр в качестве режиссера от заинтересованной Комиссаржевской Веры Федоровны, русской актрисы начала XX века. У нее был свой театр, и она просила Мейерхольда ставить для него пьесы. Так, вскоре, в 1906 году, состоялась премьера спектакля "Сестра Беатриса" (по Метерлинку). Комиссаржевская играла главную роль. В постановке большое значение занимал синхронизм действий актрис: как в танце, движение руки одной сопровождалось движением рук остальных. После успешного выступления Комиссаржевская начала подписывать свои письма как Беатриса.
Спектакль "Жизнь человека" (по Леониду Андрееву) того же, 1906, года интересен игрой света и тени. На сцене минимум декораций, колоны и ковер созданы также за счет света на черном фоне. Такой прием был действительно новаторским, так как электричество на момент начала XXвека существовало не так давно. В этом спектакле Комиссаржевская не играла, но осталась довольна постановкой. А в 1907 году Мейерхольд ставит пьесу Блока "Балаганчик", где сам играет Пьеро. Этим спектаклем режиссер делает шаг вперед, он отходит от символизма, создавая пародию на уже приевшийся жанр в искусстве. Комиссаржевская не понимает такого хода и разрывает отношения с Мейерхольдом по причине различия взглядов на театр. Однако к этому времени Мейерхольд уже известен и пользуется спросом как спорный режиссер, способный взбодрить любую трупу. Стоит отметить, что Мейерхольд в то время создает биомеханику, упражнения для развития физического тела актера.
Дальше следует императорский цикл творчества в жизни Мейерхольда. 21 февраля 1917 года, в год буржуазной революции, состоялся последний императорский спектакль по "Маскараду" Лермонтова (поставлен в театре в 1917 году). В нем участвовали около двухсот актеров, и ни одна маска не повторялась. Первоначально планировалась, что будет играть музыка М.А. Кузьмина, но в итоге выбрали – А.К. Глазунова. Автор костюмов – театральный художник А.Я. Головин. Таким образом состоялось прощание с императорской Россией.
Жёлтый зал или гостиная разделён аркой на две части, что позволяет видеть грань между пространством, где проводились выступления, и – где сидели зрители. Сейчас здесь можно увидеть макеты сцен для постановки определенных спектаклей. Зал посвящён советскому периоду. Костюмы в 1920-е годы шились, в основном, по эскизам Л.С. Поповой. С материалом было сложно, поэтому приходилось использовать буквально все, что попадется. Не было никакого грима. Первый план уделялся живой игре актеров. Так был поставлен "Великодушный рогоносец" (1922) в стиле "сценического конструктивизма".
В гостиной также можно увидеть стену с фотографиями Зинаиды Николаевной в разных ролях. Внизу, на столике под стеклом письмо Мейерхольда к Зинаиде – свидетельство их сильной любви.
С 1922 года на Тверской, 31/4 существовал Гостеатр имени Всеволода Мейерхольда. Сейчас там расположен концертный зал им. Чайковского, и плохая акустика объясняется тем, что строилось здание именно для театральных представлений. В 1926 году Мейерхольд ставит там "Ревизора", который поначалу даже одобряется властью. Особый интерес у зрителей вызывает немая сцена, во время которой – три минуты полной тишины. Для театра это кажется целой вечностью. На сцене манекены, они в тех же костюмах, что и актеры. Выполнены они настолько правдоподобно, что зритель не сразу понимает замены. Спустя гробовое молчание появляются истинные актеры, уже живые. Никто до Мейерхольда не ставил немую сцену "Ревизора" так, как сделал он. Это было действительно успешно. Тема манекенов последовала и в дальнейшее творчество Мейерхольда.
В желтом зале можно обнаружить фортепиано, принадлежащее семье Мейерхольда. На нем сейчас расположена фотография внука режиссера, Петра Васильевича Меркурьева. Интересно то, что он был очень похож на своего деда, и его приход в квартиру Мейерхольда служители музея воспринимали как метафору – возвращение великого режиссера.
Как уже было упомянуто, Мейерхольд был знаком со всем творческим кругом людей своего времени, и со всеми был в хороших отношениях. В их число входил Есенин, первый муж Зинаиды Райх, Маяковский, который писал для Мейерхольда, и многие другие. Сам режиссер искренне ценил творчество А.С. Пушкина и хотел поставить в театре его "Бориса Годунова", но это не удалось.
В проходной к кабинету висит много фотографий Мейерхольда с его приятелями – известными людьми. Там же находится вторая входная дверь, которая позволяла возвращаться Мейерхольду домой, не будя свою семью. Спали Мейерхольд с женой в гостиной, но режиссер так же много времени, в том числе ночей, проводил в своем кабинете.
Кабинет – личное пространство режиссера. Здесь и сейчас хранится множество его вещей: книг, писем, фотографий, предметов интерьера. Эта комната также является трагическим местом, где убили жену Мейерхольда.
Зинаиду Райх убили в кабинете нынешней квартиры-музея Мейерхольда за год до расстрела режиссера (1939). Дома была только она и престарелая домработница. Стрелять было нельзя, так как время года – лето, и у всех открыты окна: слышимость максимальная. Ночью в квартиру ворвались заказные властью уголовники с намерением зарезать З. Райх во время сна. Однако актриса не спала, она кричала. Актриса получила несколько ударов ножом. Домработницу тоже ранили, но ей удалось сбежать из квартиры и позвать на помощь. До больницы Зинаиду Райх не довезли. Домработница, как единственный свидетель происшествия, вероятно, была сильно запугана преступниками. Спустя небольшой промежуток времени она отказалась давать показания и уехала к себе на родину. Детей, Татьяну и Константина, выселили из квартиры. Зинаида Райх похоронена на Ваганьковском кладбище, возле ее могилы внучка Мейерхольда, Мария Валентей, установила режиссеру кенотаф.
Важно сказать, что Мейерхольд принял революцию с искренней верой в нее. Он вступил в социально-демократическую партию. В его творчестве начался новый период. Однако Сталин отличался нелюбовью к ярким и влиятельным личностям, отсюда, Мейерхольда он с самого начала не возлюбил. Отношение советского руководителя к себе режиссер понял, когда тот на одном из спектаклей Мейерхольда, не дождавшись окончания, демонстративно встал и вышел из зрительного зала. Это был первый знак. Конечно, у режиссера была возможность уехать жить заграницу, но он предпочел остаться в России, где были его дети, актеры и театр. В 1839 году Мейерхольда вызвали в Ленинград на культурный парад. Там же его арестовывали и предъявили обвинения в шпионаже, опираясь на то, что у него на стажировке находился японский режиссер. Мейерхольд долгое время не соглашался с показаниями, отказываясь подписывать бумаги. Режиссер был подвергнут жестоким пыткам, в результате чего – сдался и подписал. О сложившейся ситуации он изложил в письме к политическому деятелю В.М. Молотову, с которым находился в приятельских отношениях. Однако ответа от него не получил. Позднее пришел приказ Сталина о расстреле Мейерхольда (1940). Похоронен режиссер на "Могиле невостребованных прахов", где были захоронены урны тысячи таких приговоренных.
Удочеренная Мейерхольдом Татьяна Есенина написала книгу "О Вс. Мейерхольде и Зинаиде Райх" (1988), из которой получен материал.