И причем здесь монеты? Спросите вы. Оказывается, монеты тоже причем.
Восьмой император династии Сун (960-1279 гг.), Чжао Цзи (趙佶 Zhào Jí, 1082-1135 гг.), получивший при воцарении храмовое имя Хуэй-цзун (徽宗 Huīzōng), сын императора Чжэ-цзуна (哲宗 Zhézōng, 1076-1100 гг.), был прекрасно образованным, очень одарённым и всесторонне развитым человеком. В 18 лет он принял бразды правления империей в связи со скоропостижной кончиной своего отца. Огромная ответственность и множество государственных дел тяготили молодого императора, поэтому он предпочитал делегировать свои полномочия приближенным сановникам, сам же занимался тем, что ему было более по душе, нежели государственные дела - науками и искусством. При нём запретили буддизм, и официальной идеологией был принят даосизм.
Император занимался изящными искусствами, был мастером чайной церемонии и большим ценителем чая. Считается, что он написал известное произведение "Трактат о чае" (大觀茶論, Dàguān chá lún, 1107 г.), хотя его авторство доподлинно не подтверждено. Император также был прекрасным художником и каллиграфом. Сохранилось несколько картин, а также ряд образцов великолепной каллиграфии, принадлежащих кисти этого императора.
Кроме того молодой император был ещё музыкантом и поэтом. Он играл на китайской цитре, сочинял музыку и стихи. Имея хорошие отношения с царствующим домом государства Когурё (одно из корейских государств), одарил корейского императора наборами китайских музыкальных инструментов, благодаря чему корейская музыка получила новое развитие.
К сожалению все эти прекрасные увлечения и выдающиеся способности императора никак не способствовали укреплению внешней и внутренней политики государства и привели к масштабной катастрофе. Он пренебрёг угрозой с Севера, когда окрепшее государство чжурчженей уничтожило могущественную киданьскую империю Ляо ( 遼 , Liáo, 907-1125 гг.), и в 1126 году чжурчженьские войска вторглись в пределы государства. В 1127 году столица город Кайфын, один из крупнейших и богатейших мегаполисов того времени, был захвачен и разрушен, империя Сун пала, император, к тому времени уже отрёкшийся от престола в пользу своего сына, с ним вместе попал в плен и провёл остаток своих дней в "почётной ссылке" в Северной Маньчжурии, коренных землях чжурчженей. Однако один из сыновей императора успел уехать на Юг, где смог возродить династию, получившую название Южная Сун (1127-1279 гг.).
И наконец, о монетах. Несмотря на столь трагическую судьбу, император Сун Хуэй-цзун внёс свою лепту и в развитие китайской нумизматики.
Через два года после воцарения Сун Хуэй-цзун сменил девиз правления и повелел отливать новую монету. Обычно эскизы монет поручали изготавливать известным каллиграфам, но в этом случае император собственноручно написал иероглифы легенды новой монеты, так как был великолепным мастером кисти и эстетом. В дизайне монеты Хуэй-цзун использовал почерк "Изящный золотой", непревзойдённым мастером которого он считался. Эстетика монет этого императора, действительно, поражает. Они по праву считаются одними из самых красивых в китайской нумизматике. И хотя большинство из них не являются редкостью, они ценятся коллекционерами именно за своё утончённое изящество и красоту.
Монеты с легендами, написанными собственноручно императором, были выпущены в течение двух периодов правления Хуэй-цзуна: Чуннин (崇寧 Chóngníng, 1102-1106 гг.) и Дагуань (大觀 Dàguān, 1107-1110 гг.), в период Чуннин были выпущены монеты достоинством в 1 и 10 номиналов. Единички редки, чего не сказать о десятках. В период Дагуань были выпущены монеты достоинством в 1, 2, 3, 5 и 10 номиналов. Единички были выпущены массовым тиражом, десятки тоже нередки, а вот монеты в 2, 3 и 5 номиналов представляют собой нумизматическую редкость.
Монеты с этими девизами переотливались более, чем на 2 века позже при династии Юань, но в ограниченных количествах.
На их основе существует большое количество амулетов.
Эти изящные и красивые монеты - настоящее украшение любой коллекции.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Также смотрите другие мои публикации.