Найти в Дзене

Танкер-газовоз изнутри: приёмка нового судна на верфи в Шанхае.

Оглавление

Приветствую всех на моем канале о жизни моряка - профессии, разных странах, людях и ситуациях.

На данный момент я уже 2 месяца живу в Шанхае, участвуя в приёмке нового судна, - четвертого и последнего в серии танкеров, заказанных моей компанией.

В предыдущих статьях я рассказывал о жизни в Шанхае в целом и о том, как устроена жизнь моряка на судне; а сегодня расскажу поподробнее о процессе постройки и приемки нового судна, его внутреннем устройстве, ходовых/газовых испытаниях.

1.Танкер-Газовоз.

Начнем с того, что танкера-газовозы, как нетрудно догадаться, перевозят сжиженный природный газ - СПГ (англ. LNG). Перевозить газ в газообразной форме было бы нецелесообразно экономически, потому был изобретен метод сжижения газа и его транспортировки при температуре -163°С - 1 кубический метр газа в жидкой форме равен 600 "кубам" газа в газообразной форме. Танкер, в приемке которого я участвую, вмещает в себя 174 000 кубических метров СПГ! Это огромное количество. Как правило, транспортировка происходит из портов, расположенных рядом с месторождением газа и заводом по его сжижению (как пример - недавно открытый В.В. Путиным завод по сжижению газа на Ямале, в порту Сабетта). Пункты назначения - порты крупных, промышленно развитых стран, потребляющих газ для производства электроэнергии. Сейчас рынок СПГ переживает подъем, а флот танкеров-газовозов растет очень интенсивно: одна из причин, по которой моя компания заказала суда в Китае - верфи Samsung Heavy Industries в Южной Корее (лидер в судостроении) забиты заказами до 2021 года.

Танкер на схеме.
Танкер на схеме.
Внутри одного из танков во время инспекции.
Внутри одного из танков во время инспекции.
Трубы идут вниз, ко дну танка; там расположены грузовые насосы; что интересно - в качестве смазки насосы используют сам СПГ!
Трубы идут вниз, ко дну танка; там расположены грузовые насосы; что интересно - в качестве смазки насосы используют сам СПГ!
Насосы, изоляция проводов, болты и гайки - все в танке сделано из специальной стали, способной выдерживать такие экстремально низкие температуры. На фото - нижняя часть грузового насоса и датчики температуры.
Насосы, изоляция проводов, болты и гайки - все в танке сделано из специальной стали, способной выдерживать такие экстремально низкие температуры. На фото - нижняя часть грузового насоса и датчики температуры.

2.Процесс постройки и приёмки танкера.

Как и любой сложный проект, постройка танкера начинается с заключения контракта с верфью, утверждением плана судна. Затем происходит сборка корпуса, установка двигателей и оборудования - всем этим занимаются рабочие верфи под руководством проектировщиков верфи и представителей компании-заказчика.

Мы же - судовой экипаж - приезжаем на финальном этапе постройки судна и принимаем работу у верфи. В нашу задачу входит поиск ошибок и недочетов, контроль за их утранением.

Как я писал в моей статье о Шанхае - языковой барьер является проблемой. Из 200 человек-сотрудников верфи, только 10 могут объясниться на английском; с остальными приходится общаться языком жестов или при помощи перводчика на смартфоне.

Пришвартованное судно у верфи.
Пришвартованное судно у верфи.

3.Ходовые/газовые испытания судна.

Когда судно уже построено, а оборудование установлено и настроено, то наступает период испытаний. Длятся они около 3 недель и делятся на 2 части - 1 неделя ходовых испытаний и 2 недели газовых.

В течение ходовых испытаний судно проверят на прочность - производят различные тесты оборудования, двигателей, рулевой машины. Например, набирают максимальную скорость по команде "Полный вперед" (для танкера-газовоза это примерно 20 узлов - что-то около 40 км/ч), затем, по команде "Полный назад" включают гребные электродвигатели на реверс. Также обесточивают судно и проверяют, как быстро запустится аварийный генератор. Все эти тесты имеют строгие критерии оценки, все оборудование проверяется на соответствие стандартам.

Судно у СПГ терминала во время газовых испытаний.
Судно у СПГ терминала во время газовых испытаний.

Во время газовых испытаний тестируют грузовую систему судна - грузовые насосы, компрессоры, стабильную работу генераторов на газу.

Отдельно стоит упомянуть об условиях на борту во время испытаний. В этот период на судне пребывают около 200 человек, из них большинство - рабочие верфи. Из-за такого количества человек приходится жить по 4-5 человек в каюте, кому не хватило места на кровати или диване - стелят надувной матрас на полу. При этом у китайцев есть и свои национальные особенности - нормальным считается чавкать, испускать газы, сморкаться и отхаркивать нечто из себя в помойки (что уже является достижением, так как экипаж первого судна в серии говорил, что все это отправлялось китайскими друзьями прямиком на пол и стены). Не самые приятные моменты, но вот так приходилось жить в течение 3 недель.

Так выглядит судно во время испытаний - все обшито листами фанеры,...
Так выглядит судно во время испытаний - все обшито листами фанеры,...
...а мебель укрыта чехлами. Без защиты за 3 недели присутствия 200 человек на борту все это может прийти в плачевное состояние. На фото где-то спряталась офицерская комната отдыха =)
...а мебель укрыта чехлами. Без защиты за 3 недели присутствия 200 человек на борту все это может прийти в плачевное состояние. На фото где-то спряталась офицерская комната отдыха =)

При этом еда подается относительно вкусная и даже поделена на западную и китайскую.

В конце испытаний по случаю их успешного завершения происходит большое праздненство с совместным ужином и распитием различных напитков, в процессе чего исчезает языковой барьер =)

Отдельного упоминания в теме напитков заслуживает китайская водка - 52 градуса крепости. Она имеет очень специфичный запах и вкус, так что необходимо задержать дыхание, прежде чем ее выпить. Более того - ее запах будет преследовать вас еще пару дней; вообще, чем-то напоминает турецкую анисовую водку. Но это на любителя... Я так и не осилил больше одного небольшого глотка этой водки.

В магазине такая водка в красивой подарочной упаковке стоит 198 юаней, или примерно 2000 рублей.

Очень специфичная китайская водка.
Очень специфичная китайская водка.

Ну а после завершения испытаний, устранения всех замечаний, после торжественной церемонии имянаречения с разбиванием бутылки шампанского о борт судна, танкер-газовоз уже отчаливает от пристани верфи и отправляется в самостоятельное плавание.

-11

Надеюсь, вам понравился контент, ставьте лайк и подписывайтесь на канал - в следующих статьях я расскажу об увольнении на берег в Намибии и о курсах на фабрике MAN в Германии.