Последние годы эта тема активно муссируется СМИ и Московские школы проводят тестирования по финансовой грамотности, была даже придумана олимпиада по финансовой грамотности. А что она проверяет?
Как и многие хорошие начинания подъем финансовой грамотности превратили в очень странные наборы знаний документов, которые в повседневной жизни никак не помогают. Я лично проходил тестирование на финансовую грамотность, которое проводилось у нас в школе и я назвал бы это не тест по финансовой грамотности, а тест давайте изучим финансовые законы РФ. Была куча вопросов как принимается бюджет, около 5 вопросов из 40 было про страховку автомобиля и т.д. На мой взгляд, финансовая грамотность заключается не в этом, а в правильном обращении с деньгами у каждого человека. Каждый человек должен понимать как устроены деньги, как устроены финансовые инструменты, чем отличаются различные ценные бумаги и самое главное - уметь применять это на практике.
В связи с этим я решил начать цикл статей про финансы, которые на мой взгляд полезно не только учащимся, но и родителям и учителям в первую очередь. Раз в три дня я буду выкладывать статью, которая будет носить сугубо информационный характер о разных финансовых инструментах и цель которой будет ознакомить читателя с практикой применения этих инструментов.
С чего мы начнем? С законов РФ по финансам? С ведения ежедневного учета денег? С инвестирования? Конечно же нет. Мы начнем с небольшого осмысления нашего поведения как экономического агента. Вся современная теория построена на том, что экономический субъект - существо рациональное, но так ли это?
Приведем пару примеров, подтверждающих, что это не так:
Пример №1: Чем дороже, тем лучше, - это настолько прочно засело в нашей голове, что зачастую цена является мерилом качества. Каждый день люди, применяя это правило, покупают товар, за который платят больше, чем он стоит. Представьте себе ситуацию: Вы пришли в магазин и хотите своего ребенку (или себе) купить фломастеры. И видите на витрине два набора фломастеров по 18 цветов. Один стоит 190 рублей, а другой стоит 210. Какой вы купите? Вы можете конечно сейчас для себя начать говорить, что тот который дешевле, но уверяю вас, в реальной жизни вы купите тот, который дороже, ведь 20 рублей - "не деньги". Это самый первый и самый простой пример иррациональности - надо разбираться в качестве товара, вдруг у одного страна производитель Вьетнам, а у другого Германия, тогда станет ясна разница в цене, но это никак не говорит о качестве товара. Первая иррациональность и первый же выход из нее: дороже - не значит лучше. Помните об этом, совершая очередную покупку.
Пример №2 - мы мыслим в процентах. Представьте вы пошли в магазин покупать телевизор, который стоит 40000 рублей. Придя в магазин, вы зашли в интернет и нашли точно такой же телевизор в магазине в 15 минутах ходьбы от вас за 39800. Пойдете ли вы туда? Конечно же нет (опять же можете обманывать себя, что пойдете). А теперь другой пример: вы пришли в азбуку вкуса и увидели молоко за 250 рублей, а знаете, что в ашане в 15 минутах ходьбы отсюда вы видели такое же молоко за 50. Станете ли вы его покупать? Вот тут ответ очевидно нет, хотя и там, и там, разница - 200 рублей. В первом случае 200 рублей по сравнению с 40000 - маленькая величина, во втором огромная. Мы мыслим процентами от суммы. Старайтесь мыслить абсолютными суммами, или процентами от дохода.
Пример №3: нам всучили бесплатный купон на 500 рублей в мвидео, который дает скидку при покупке от 2000. Большая часть людей идет что-нибудь там купить, ведь дали купон. Все маркетинговые ходы магазины делают для того, чтобы мы купили то, что нам совсем не нужно, мой совет - перед каждой серьезной покупкой подумайте хотя бы день, нужна она вам или нет.
Пример №4 (мой любимый, взятый из западной литературы). Вас и незнакомого человека (назовем его Игорь) остановили на улице и предложили пройти эксперимент. Вы зашли в помещение, где вам было сказано условие игры: вам дают 100$ и вы из них должны дать часть Игорю. Если Игорь соглашается, то и вы, и Игорь получаете деньги, если отказывается, то ни Вы, ни он не получаете ничего. Сколько вы предложите Игорю? Чаще всего народ называет суммы от 5 до 30 долларов, рассуждая так: или он не получит ничего, или 10 долларов. 10 долларов лучше, чем ничего. Как же рассуждает Игорь? У него 100 долларов, если он предложит мне меньше 50 - да пошел он куда подальше. И действительно, более 80% людей недовольны суммой от 5 до 30 долларов и отказываются от денег, предпочитая сохранить гордость. Думайте, какие финансовые последствия будут от того или иного вашего действия и делайте правильные выводы.
Вывод: мы, как экономические агенты, - существа иррациональные. Избавиться от иррациональности целиком не получится, но уменьшить ее мы всегда можем. Современная наука экономика построена на постулате, что человек в экономике поступает рационально, в связи с чем многие законы экономики в отдельно взятых ситуациях не работают.
В следующей статье я расскажу о налогах в Российской Федерации.