ВИЧ в России уже несколько лет как находится в статусе эпидемии. Сейчас Россия вместе с несколькими странами-соседями признана лидером среди европейских стран по распространению ВИЧ-инфекции.
Примерно 0,7% населения России заражены ВИЧ при том, что статус эпидемии начинается с 0,5%. Активный разговор об этом пошел с 2016 года, но до сих пор поводом для паники остаются подростки в интернетах да рэперские концерты. Не то что бы паника даже в вопросе ВИЧ приносила большую пользу, но уполномоченные представители власти все еще считают что если на проблему не смотреть, то ее как бы и нет.
Россия — лидер по темпам распространения? У вас просто замеры неправильные. Мы вот охватываем 30% населения в замерах, а вы 10%, поэтому у нас и выше. А может и у вас выше.
В России эпидемия? Да не, все в порядке, мы тут добились рекордного снижения темпов роста числа зараженных, поэтому, ситуация налаживается. В 2016 году темпы прироста были 10% а сейчас 2,2%. Вот только прирост есть и то, что эпидемия растет чуть медленнее — не значит что она пошла на спад.
С 2016 по 2017 год смертность от ВИЧ-инфекции увеличилась на 4,4% из-за недостаточного охвата антиретровирусной терапией? Вообще никаких комментариев.
Только 35,5% ВИЧ-положительных получают антиретровирусную терапию, а на 2017 год у 9,7% зараженых обнаружился первичный резист к антиретровирусной терапии. Говоря по-русски, этим людям существующие в России лекарства уже не могут помочь. А прием антиретровирусной терапии может перевести ВИЧ в неопределяемый статус и фактически его купировать и жить безопасно для больного и окружающих.
Политика в отношении ВИЧ по определению включает в себя два направления: социальная работа, направленная на информирование и снижение случаев заражения и работа с уже больными людьми: финансирование лечения, контроль, качественные препараты, и сейчас полный факап происходит и на том и на другом фронте. Социальная политика ограничивается плакатами, которые в лучшем случае предлагают знать свой статус и предохраняться, в худшем — апеллируют к нравственности и воздержанию. Политики полового просвещения в школах как не было так и нет, а разные околопубличные персоны все еще связывают ВИЧ с инъекционным путем и, того хуже, гомосексуальными связями.
Широкая общественность приплетает свою мифологию на грани фантастики — заражение в общественных банях, мистические иголки в сиденьях автобусов, татуировки как чуть ли не главный путь распространения ВИЧ среди молодежи. Подозреваю, можно заразиться ВИЧ с татуировки, но разве что ты не первый, кого кололи этой иглой.
Паника среди людей распространяется и забываются реальные пути распространения. ВИЧ начинает казаться чем-то, чем можно заразиться от чиха.
При этом 53,5% случаев заражения ВИЧ — это гетеросексуальные половые контакты, иглы охватывают около 38% и остальное — дети, заразившиеся от матерей при беременности, родах и вскармливании. Гомосексуальные контакты охватывают меньше 2%. ВИЧ уже давно вышел за пределы болезни наркоманов, а гомосексуальный контакт в принципе ничем не отличается от гетеросексуального и почему их все еще старательно выделяют в отдельную графу — не очень понятно.
Но у нас есть мы. Сейчас происходит очень много местной, инициативной активности от людей, никаким боком не связанных с госслужбой и постепенно информация распространяется. Лекции, семинары, акции бесплатного забора анализов, статьи в интернетах и паблик-токи, все это должно приносить свои плоды. Обычно, правда, все это массово активизируется именно под 1 декабря и прочно забывается на весь оставшийся год, но хоть так.
Говорите о важном.
И да, предохраняйтесь.