Сейчас стали чаще говорить про буллинг и травлю в школе. Мне есть что сказать, я был кем-то вроде изгоя, начиная класса с 4-5. Началось это с того, как я поссорился со своим лучшим другом Женькой, и он дал мне обидное прозвище "бомж". Я не нашелся что ответить, а он был харизматичным. Одноклассники его поддержали и пошло поехало.
Мне действительно было пофиг как я выгляжу, одну кофту мог носить бесконечно. В результате, одежда была растянутая, в пузырях и часто не по размеру. Причесываться я тоже не любил, волосы мыл редко. Собсно, я реально выглядел как босяк, поэтому прозвище мгновенно приросло.
Почему-то, у родителей были сложности с выбором для меня одежды. Кажется, я не любил магазины и мерять что-либо. Особенно штаны. Примерочные были стрессом. В результате, родители перестали бороться и оставили в чем был. В добавок, я был замкнутым и не особо умел общаться. Короче, я был отличным объектом для травли.
Бить прямо всем классом у нас было не принято, но частенько я становился объектом коллективных насмешек и пинков. В дополнение к внешнему виду, я был безобидный босяк и не дрался. Просто не знал когда надо драться и как, хотя физически был вполне сильный. В моей голове просто не было такой опции. В основном, ко мне приставали несколько одних и тех же человек. Длилось это несколько лет, родителям я не рассказывал. Учителя проблему не замечали или игнорировали.
В общем, имею представление о проблеме изнутри.
Когда взрослые разбирают проблемы школьного буллинга, часто они не могут увидеть это глазами ребенка. Говорят про защиту чести и достоинства, а я понятия не имел, что такое честь и достоинство. Этого в принципе не было в моей карте мира. Меня интересовали аквариумные рыбки, и больше ничего.
У ребенка нет устойчивого понятия нормы. Когда меня травили, это и было нормой. Я просто ждал, когда это кончится.
Я бы выделил три группы участников травли, кто травит, кого травят и свидетелей. В моем случае большая часть класса именно свидетельствовала происходящее. Мне кажется, роль именно этой группы недооценена. Свидетели могут не участвовать в травле, но они вербально и невербально выражают свое отношение. Без свидетелей не получится сделать травлю нормой жизни класса. Почему-то я сейчас чаще вспоминаю не тех, кто ко мне приставал, а именно тех, кто за этим наблюдал. Не хотел бы встречаться с ними в реальной жизни.
Часто разделяют травлю, когда несколько долбают одного бедолагу и личный конфликт, когда один на один. Я думаю, тут критерием является только время. Если ребенок долгое время не может решить проблему с буллингом и травлей, то пофиг сколько человек его травит - весь класс, или одна девочка на 2 года младше. Суть в том, что ребенку чего-то не хватает, чтобы решить проблему самому. Может быть поддержки, сил, психологических установок, какого-то знания. Он просто не умеет. Количество травящих не важно, пути решения примерно одинаковые.
Если травля длится долго, значит ребенок неадекватно реагирует на действия других. Тут дело не в слабости физической или психологической, а в неадекватном восприятии и реагировании. Он просто не умеет иначе и не учится. Иначе бы уже давно решил.
Какая нужна помощь от взрослых? Был бы простой ответ, проблему бы давно решили. Из того что точно нужно, психологическая помощь самому ребенку. Я думаю, в большинстве случаев ребенок способен сам решить проблему. Только для этого нужно внимание и поддержка взрослых. Часто объект травли ее не поучает - его либо игнорируют, либо делают виноватым. Это не помогает. При этом потенциально, он может изменить восприятие и, как следствие, иначе отвечать. Я не имею ввиду дать сдачи, уверен, вариантов может быть куда больше.
В моей жизни, последствия я ощущал еще долго после окончания школы. Это стало частью меня и уже что-либо изменить невозможно. Интересно повспоминать, и подумать какой бы совет я взрослый мог дать себе ребенку.