Автор: Татьяна Кравченко
Хорошо известно, что доброе слово и кошке приятно. Даже, вероятно, без Вискас. А уж немолодой женщине как оно, доброе-то слово, приятно! Слова внучки, что, мол, читала с подружками твой, бабушка, рассказ (даже не рассказ, а маленькую, почти дневниковую, зарисовку) и очень понравилось. Девочек этих я хорошо знаю. С ними общаюсь с первого класса: ставила на новогоднем празднике мною же написанные сказки, выступала на «классных часах». Последний раз это было, кажется, в девятом классе, рассказывала ребятам об А.К.Толстом, о котором они первый раз услышали от меня. Прочитала на память его «Историю Государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Ребята приняли и мой рассказ и прочитанное хорошо. Но ещё больше я радовалась сама, радовалась тому, что не подвела память. Ведь по времени чтение этой вещи А.К.Толстого занимает минут двадцать. А я читала её будучи преподавателем в вузе. Читала на последнем в учебном году семинарском занятии в группах, в которых была уверена, что поймут и воспримут правильно. А прочитав девятиклассникам, порадовалась тому, что тоже поняли, тоже приняли. Подумала тогда, что, какие интересные одноклассники у Леры (внучки). И, надо сказать, не ошиблась. Последние два школьных года не обманули моих ожиданий. На редкость интересный класс.
И вот теперь взрослые девочки этого класса знакомились со мной уже совсем в другом качестве. Высшей оценкой для меня была их похвала (заочная). Она окрылила. Захотелось тут же сесть за компьютер и написать уже задуманную и давно вынашиваемую вещицу. Но бодливой корове, как известно, Бог рогов не даёт. Оказалось, не до того. Нужно было выполнять свой священный долг перед младшим внуком, второклассником помогать делать уроки. Без помощи взрослых парень не справляется. Программа такая, что вспоминаются слова песни А.Пугачёвой: «… нынче в школе первый класс вроде института… кандидат наук и тот над задачей плачет!» Слёзы бывают порой и у нас в семье по этому поводу, причём плачут вместе – внук и бабушка, вузовский преподаватель в прошлом. Тут уж не до своего творчества, по «Окружающему миру» схватил Павлуха подряд три «2». Не понял. Не запомнил. Не выучил. Часто времени вообще не хватает, чтобы выучить все уроки, а иногда в маленькой голове просто жуткая мешанина образуется. И не просто мешанина, а мешанина космическая. Второклассники на тот момент по программе, как раз, были на подступах к астрономии. Штурмовали, так сказать, высоты астрономически-космические.
Напрягалось Павлухино воображение изо всех сил: что вокруг чего и как вращается? Как от этого вращения зависит смена дня и ночи, времён года? И спутал он всё на свете, как говорят, божий дар с яичницей! Упорно начинал меня уверять из всех сил, что вокруг Земли Солнце вращается. После какого-то раза я вспомнила Н.А.Некрасова, его «диагноз»: … мужик, что бык – какая блажь ему в башку втемяшится – колом её не вышибешь… (что-то приблизительно). Но оказывается «в башку втемяшилось» не одному Павлу. Я как-то увидела по телевидению, как на улице останавливали молодых людей и задавали им вопрос относительно вращения Земли и Солнца. Так вот, 25 отвечающих уверяли, что Солнце вокруг Земли вращается. Как вам?! Ну вернёмся к Павлу. Некрасовский «диагноз», по бабушкину мнению, к нему относится, вот лечить как, у Николая Алексеевича не сказано. Так что бабушке изо всех сил пришлось напрягаться самой.
Уроки внук учил на кухне. Так сподручнее для бабушки, ведь она (т.е. я) в это время готовит, в тот момент пекла блины. В руках поэтому – сковорода. Увлекшись объяснением смены дня и ночи и, указывая жестом на пожелтевшую липу за окном, делая темпераментно пассы рукам, бабушка не без грусти сообщала, что лето сменилось осенью, а уже через полтора месяца наступит зима. Про наступление весны она сообщить не успела – сильно закружилась голова. От успехов? Нет. Скорее от старости.
У внука в это врем, пока бабуля резвилось вокруг поставленной в центре кухни сковороды с блином (догадались, что это было как бы Солнце, а сама она крутилась вокруг, изображая Землю), глаза расширились до самого предела. Такой наглядный урок с демонстрацией всеми подручными средствами ему ещё видеть не приходилось. Может подобной демонстрации и артистичности и не хватило тем 25%, которые запутались в премудростях Солнечной системы?
«Господи, - спохватилась старушка, - хорошо, что хоть никто кроме Павла не видит этого, а то бы по-молодёжному изрекли: «Дурдом на выезде!»
Не добившись нужного результата, бабушка попыталась пристыдить внука: «Тебе запомнить трудно?! А учёным в средние века за это открытие дорого пришлось заплатить!». Второклассник оживился: «Сколько?». «Что «сколько?» - не поняла бабушка и с пафосом ответила: «Жизнью, здоровьем, репутацией. Такие как Коперник похитрее оказались, тюрьмой отделались, отреклись формально. Но один из них перед смертью сказал сакраментальную фразу, которая живёт в веках – «а всё-таки Она вертится!». Тут уж ученик явно совсем сбился с толку – «Какой костёр? Ба, они что в походе что ли шалили?» Пришлось лезть в дебри дальше и объяснять про инквизицию, про то, как в древности представляли Землю плоской, лежащей на трёх китах. Рассказала бабуля и про ту промежуточную стадию, когда, как Павел и («знатоки» с улицы), люди предполагали, что Солнце вращается вокруг Земли.
Перевернув блин на сковородке, и, увидев загрустившего внука, бабушка спросила: «Ты что?». Внук уныло ответил: «Жалко!» - «Кого тебе жалко?». Честно говоря, вспомнив советский фильм «Приключения Шурика», когда главный герой со слезами прорыдал «Птичку жалко!», подумала, что мальчик пожалел Дж. Бруно. Но нет – «Землю жалко. Как же ей трудно. Без отдыха, без остановки всё крутится и крутится!» В изумлении теперь застыла бабушка. Вывел её из ступора едкий дым над плитой. «Вот, блин!» - выругалась она, спустилась на землю и занялась горелым блином и сковородой.
Внук ушёл в свою комнату собирать учебники в портфель, но быстро вернулся, попросил тряпку. Бабуля спросила: «Ты что-то разлил?» Павел покачал головой: «Нет. Пойду с Земли (с глобуса, то есть!) пыль вытру. Хоть чем-то помогу ей, а то бедная всё вертится и вертится...»
Вот так в тот день и закончился домашний урок по астрономии. Бабушка нервничала, ожидая после второй смены внука из школы. Встретив его, первым делом спросила: «Ну что? Спрашивали тебя по «Окружающему миру?»» В ответ услышала – «Нет!» Бабуля резко почувствовала острую жалость к себе и усталость: три двойки остались «сидеть» в журнале намертво, а ей и присесть сегодня не пришлось, да к тому же внук, полный жалости к Земле, пожалеть её не догадался. А всё, наверное, потому что допустила бабушку досадную методическую ошибку. Вот если бы она вместо сковородки с блином в центре пола кухни поставила самого внука Павла, и он почувствовал бы себя Солнцем, то на уроке бы он не вёл себя инфантильно, безразлично, а тянул бы руку и получил за ответ не меньше «5»!
Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и Татьяну Кравченко подарком, указав в комментарии к нему назначение "Для Татьяны Кравченко".